14.04.2024

Традиций в сотрудничестве со школой и родителями. Формы взаимодействия школы с родителями. Сценарий деловой игры «На тропе сотрудничества»


Новый человек является на свет слабым и беспомощным, и всё-таки взрослые, сильные люди держат равнение на этого малыша, окружают его прежде и раньше всего своей заботой, растят, воспитывают, проводят над его колыбелью бессонные ночи, охраняют его от всяческих напастей и болезней, ибо понимают: этому малышу принадлежит будущее.

М. Алексеев.

Будущее детей….

Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным? Я думаю, выбор очевиден.
Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети - не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.
Вневременным показателем общества (вчера, сегодня, завтра) я считаю его духовность и нравственность. Без этих составляющих невозможно существование человека. Невозможно его будущее. Нравственное возрождение нации – главная задача нашего Отечества.
Вселяет надежду тот факт, что эта идея легла в основу государственной политики. Недавно её озвучил президент страны Д.А. Медведев: «Без сомнения, благополучие семьи, сбережение нации, забота о близких, детях и старшем поколении – всё это залог успешного будущего России , наших национальных перспектив ». А государство – это мы с вами. И именно нам заниматься возрождением России.
Что может сделать учитель в столь важном деле? Многое! Но… только в союзе с родителями, общественностью. Как тут не вспомнить слова индийского философа современности Сатья Саи Бабы: «Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице». Каждый на своем месте, а вместе это - сотрудничество.

Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно, совместный труд, творчество .

Труд… Трудно … Действительно, воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка.
Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату.
Особенно трудно бывает учителю в двух ипостасях – педагога и родителя. Я утверждаю это, опираясь на личный опыт. С одной стороны, я владею теорий, имею опыт работы с детьми разного возраста. Но часто моя учительская позиция вступает в конфликт с моей родительской. Всегда считаешь, что твой ребенок должен быть примером для остальных. Ведь он учительский … Мои «учительско-родительские» старания не прошли бесследно: старшая дочь продолжила семейную педагогическую династию, выбрав профессию учителя.
Но трудности , как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий.
Творчество. .. Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.
А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?

Труд – вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели , средств , результата.

Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы.
В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.

Сотрудничество и только сотрудничество! И оно дает свои плоды!

Дорогие папы и мамы! Будущее наших детей - это наше будущее. И оно в наших руках! Мы, учителя, ваши союзники. И у нас общий интерес: Сохраненные дети в Сбереженном мире.

Внимание, любовь, заботу
Своим мы детям отдаем.
Родитель – трудная работа,
Но есть в ней смысл, раз мы живем.
Объединим свои порывы!
Я повторяю много раз,
Что дети – это наша сила!
И процветание России
Зависит только лишь от нас!

Беспалова Марина Владимировна, учитель истории и обществознания филиала МОУ СОШ № 1 «СОШ в п. Маяковское»

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз!
Всё завтра меняется в жизни у нас».

…Знакомая каждому картина. Так началась моя школьная жизнь. И моих друзей, и еще многих тысяч детей по всей стране.

СЕМЬЯ +ШКОЛА+УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК = НАШЕ БУДУЩЕЕ!

Смыслова Виктория Анатольевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 3

Родители и школа: сотрудничество во имя будущего детей

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны и, значит, и историю мира…
А.С.Макаренко.

Видимо, подавляющее большинство людей согласится с А.С.Макаренко. Действительно, нынешние родители воспитывают будущее нашей страны. А помочь им в этом призвана школа.

Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить.

На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

В сегодняшнем цивилизованном мире люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей.

Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но как часто мы склонны это забывать, и искать помощи в каких-то общих рекомендациях, употребляя при этом скучные и фальшивые слова: «ребёнок должен…», «положено, чтобы ребёнок…» и т.п. Это ошибка. Ребёнок изначально ничего не должен, и ничего ему не положено. Это мы должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймёт, что он именно должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям и, наконец, к своим детям.

А для этого нам надо принять нашего ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним, который не приведёт к дополнительным сложностям, а, наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - писал Ш. А. Амонашвили.

Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.

Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Немаловажным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия, как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/.

Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.

Воспитание детей – это единая цель всего сообщества - родителей, педагогов. Объединившись, мы сумеем достичь её, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированную гражданскую позицию.

Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношение так, чтобы оно было единым: ученик – учитель - родитель , т.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок.

А для этого как учитель начальных классов должна уметь:

Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

Развивать у родителей положительное отношение к школе, обучению детей, доверие к учителю;

Помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

Тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников.

Индивидуальные:

1. Изучение семьи школьника . Визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания ребёнка в школе и в семье.

2. Анкетирование, социологические исследования – необходимы для знакомства с учениками и изучения условий жизни и быта в семье.

3. Беседы (индивидуальные). Они дают мне возможность не только оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают родителям в выборе правильного подхода к детям.

Коллективные:

1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Беседы с родителями можно проводить на любые темы.

2. Родительские собрания – основная форма коллективной деятельности. Классные собрания могут быть построены по-разному. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Это может быть семинарское занятие, деловая игра, диспуты и т.п.

Более полное знакомство с родителями начинается с первого родительского собрания, где я знакомлю их с основными законодательными документами и уставом школы.

Собрания в конце каждой четверти или полугодия провожу отчетные. Моя задача состоит в том, чтобы показать родителям, насколько выросли их дети в плане знаний, умений и навыков. Для таких собраний вместе с детьми оформляем выставки лучших работ по различным предметам, выставку лучших тетрадей, лучших поделок и рисунков и т.п.

Такие выставки помогают мне показать, а родителям представить уровень развития их детей. Таким образом, собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей.

Использование всех форм работы с родителями в системе всегда объективны и обязательны для учителя. Зная, какие в семье взаимоотношения, учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Не менее важным является авторитет родителей. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель вправе выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.

Когда я принимала незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волновало, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми , необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Я смею надеяться, что, работая в содружестве (родители + учитель), мы достигнем поставленных целей в воспитании детей, и пусть это будет нашей совместной победой.

Лукша Инна Михайловна,

учитель начальных классов МОУ гимназии № 6

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

– Ну и профессию ты выбрала себе, – много лет назад сказал мой одноклассник: – Каждый день рассказывай об одном и том же, объясняй одно и то же. Скучно. Не надоест?

… Вот уже 25 лет мой Новый год начинается 1-го сентября – первым школьным звонком и заканчивается 25 мая, когда звенит последний школьный звонок.

… Вот уже 25 лет каждый день я живу по одному и тому же расписанию:

8.30 – звонок

45 минут – урок

10 минут – перемена

45 минут – урок

……….

Скучно? Но разве скучно быть ПЕРВЫМ? Ведь учитель – первый, кто зажигает свечу от свечи философа, социолога, исследователя, зажигает, чтобы, освещая путь и согревая теплом своего сердца, идти вместе с детьми к тайнам познания. Идти каждый день, каждый год …

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ну кто, скажите, кроме учителя, по-доброму может похвастаться своим созвездием – СОЗВЕЗДИЕМ УЧЕНИКОВ, где каждая звездочка – большая она или малая – РАВНОЗНАЧИМАЯ, РАВНОВАЖНАЯ, РАВНОНУЖНАЯ?!

И я равнозначно одинаково спешу к моим звездочкам, как только что появившимся на моём небосклоне, так и уже сияющим не первый год.Спешу каждый день, каждый год…А особенно трепетны и волнительны встречи с теми, кто ушел в самостоятельную жизнь. Как всегда, за неделю до Вечера встречи с выпускниками звонки (нет, теперь не звонки, теперь SMS-ки, электронные письма): «Когда?.. Во сколько?.. Приглашаем!.. Очень ждем!»

Мои 26-летние одиннадцатиклассники (а как иначе назвать?) из школьных звездочек стали действительно звездами: врач, банковский работник, менеджер солидной фирмы, преподаватели (!!!) техникума и академии, научный сотрудник (в 26 лет!). У многих решён пресловутый квартирный вопрос, многие уже опора для родителей… Но многие, особенно парни, не спешат создать семью.

– Жениться? К чему? Сейчас всё так нестабильно…

– А у меня всё распланировано: вначале учёба, работа, устроенный быт, карьера. Затем можно и замуж, но вначале пожить для себя и только потом дети…

(Вы только вдумайтесь, что молодежь оставляет на потом?!)

– А вы смотрите фильм «Школа»? Мы с мужем не спешим иметь детей, а когда посмотрели пару серий… Родить ребенка, вырастить и отдать в такую школу?!

…Такая школа… «Гротеск», – по поводу этого сериала говорят мои нынешние одиннадцатиклассники. И все же… Измученные контрольными срезами, мониторингами, экзаменами ученики, вечно занятые и куда-то спешащие родители, недовольные и нервные учителя. Такую картину мы наблюдаем довольно часто в современной школе. А самая основная проблема современной школы, как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, – воспитание школьников и отношения семьи и школы. Отметив, что эти отношения «всегда были непростыми», он привел слова Льва Толстого о том, что «взгляды родителей и учителей трудно примирить», так как и те и другие «по-разному смотрят на цели образования».

Не секрет, что в настоящее время чаще всего школа берёт на себя ответственность только за обучение. И учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи (Даешь высокий балл! Даёшь высокое качество знаний! Даёшь высокий результат ГИА и ЕГЭ) – это труд, труд, труд. Но позволю себе вспомнить народную притчу. «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать!»…А пришел осенью на поле – пустое оно, нет урожая. Оказывается, кроме того что надо ПАХАТЬ, надобно ещё и СЕЯТЬ». Сеять разумное, доброе, вечное. Об этом гласит и Закон РФ «Об образовании»: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования».

– Но ведь процесс воспитания начинается в семье! – возразят многие. – И успешность его зависит прежде всего от образа жизни родителей, которые являются примером для детей.

А другие добавят:

– И в «Концепции модернизации российского образования» сказано: «Исключительная роль в воспитании детей принадлежит семье».

…Очередной выпуск и очередной 5-й класс. Среди любопытных, робких, спокойных лиц пятиклашек отмечаю одно – жизнерадостное, весёлое, открытое. Как тянул он руку, как спешил он выплеснуть всё, что знает! И какими искорками загорались его глаза, каким становился он важным, когда учитель ставил заветную «5» в дневник! Но случалось, и довольно часто, другое – потухший взгляд, совершенная апатия…

Я потом узнала, что папы у мальчика нет, а мама пьёт. И лишь когда она выходила из запоя, вспоминала о своих обязанностях, помогала сыну в учёбе. Но с каждым годом это было всё реже и реже. Мальчик не готовился к урокам, пропускал занятия, потому что дома шумные мамины компании и, как следствие, бессонные ночи.

Как-то задала ему выучить стихотворение, чтобы хоть за что-то поставить оценку. На мой очередной вопрос – «Выучил?», раздраженно ответил: «Да что вы привязались со своим стихотворением? У меня мамку лишают родительских прав, а меня в приют. А я не хочу в приют, я хочу с мамкой!»

Мать лишили родительских прав, подросток попал в детский дом, совсем забросил учебу и по окончании 9-ти классов получил справку. Сейчас ему 18. Частенько вижу в городе подвыпившим… Знаю, что социальные педагоги, учителя, воспитатели пытались повлиять на мать, на ребёнка. Пытались! Но, вероятно, недостаточно. А сколько таких учеников выходит из стен школы! В погоне (любой ценой!)за средним баллом мы не успеваем заметить, что творится в душах детей.

Я давно пришла к убеждению: каждый учитель в своей работе должен преследовать следующие цели: понять личностные качества ребёнка, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний, т.е. приоткрыть микромир каждого ребёнка, показать, что даже самый «плохой» ученик в душе талантлив, а может быть, и гениален, научить ребёнка жить в этом «прекрасном и яростном мире», помочь осознать – важно не то, кем ты будешь, важно, каким ты будешь. И как здорово, когда и для родителей важен прежде всего внутренний мир ребёнка, его душа!

Ещё один мой ученик – Иван Пчелинцев. С малых лет заметив в сыне страсть к рисованию, мама всячески старалась развить в нём этот талант: учеба в ДШИ, выставки, конкурсы в России и за рубежом... О его успехах не однажды писали в газетах. В 7-м классе на Московской международной Неделе Моды и Искусства подросток занял III место и получил специальный приз от Московского Дома Моды. В свои 14 лет – член молодежной лиги «Союза дизайнеров России» и …неуспевающий ученик в школе. Как сильно он переживал эту дисгармонию! «Мне очень стыдно…Я стараюсь учиться, – говорил Иван, – но у меня почти нет свободного времени: выставки, конкурсы … Только мама понимает меня и поддерживает, как может». А если бы не понимала? Если бы, как многие другие родители, интересовалась только одним: «Что получил?»

И тысячу раз прав Лев Толстой, сказав однажды: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Я уверена (и очень рада, что в этом убеждении я не одинока): эффективность образовательного процесса в школе возможна только при условии партнерства с родителями , ведь, по сути, мы, и учителя, и родители, делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые, а значит, и лицо страны.

На сегодняшний день отношения между семьёй и школой обнаруживают массу проблем, связанных с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования. А школа в свою очередь предъявляет серьёзные претензии к семье: родители не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям.

А дети? В семье они слышат нелестные суждения о школе, а в школе должны подчиняться тому, что не одобряют родители. Мало того, что в большинстве случаев родители молчат и в борьбе за хороший аттестат боятся открыто заявить о своих претензиях, они убеждают детей терпеливо выносить эту несправедливость, дабы не впасть в немилость и не накликать беду. А потом удивляемся: где научились наши дети так выкручиваться, угодничать, лицемерить?

Вот и получается: жизнь – большая полноводная река. На одном берегу – школа, на другом – семья. А посередине, в лодке, – наши дети. И плывут они по жизни, гребя изо всех сил, а многие – просто опустив весла, каждый своим курсом, в зависимости от того, что им повезло или не повезло получить от семьи и школы.

Это в природе – гора с горой не сходится. Но мы люди, homo sapiens. И я уверена, мы можем найти компромиссное решение проблемы взаимоотношений семьи и школы, чтобы будущее наших детей, а значит, и страны, было светлым и прекрасным. Я думаю, школа должна заниматься не перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребёнке заложено природой и семьёй, сохраняя при этом индивидуальность, развивая творческое начало, заложенное в ребёнке. А семья должна смотреть на школу как на помощницу в деле воспитания. Благотворность правильных взаимоотношений семьи и школы необходима, ибо взаимный дух СО-ТРУДНИЧЕСТВА, СО-ТВОРЧЕСТВА, СО-ВМЕСТНОГО поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу . Нет на свете неспособных детей. Есть глухие и слепые дяди и тети, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – ЛИЧНОСТЬ.

Как страшный приговор современному состоянию семьи и школы читаю слова Николая Белозёрова, учителя истории из Вологодской области: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у одного и у другого – кризис ценностей и экономия души». Да, «пилюля горькая, а проглотить придётся».

Раздался детский плач в ночной тиши -

Потерянный, надрывный, безутешный...

Наверное, твоей святой души

Коснулась тень моей души мятежной.

Не плачь, малыш... Я свечку затеплю

Перед иконой над твоей кроваткой.

Прижмись покрепче к моему теплу

И спи спокойно, безмятежно, сладко.

О высшем мире, о святой любви

Я так душой израненной тоскую...

Когда целую пальчики твои,

Я словно руки Ангела целую.

Не плачь... Мне никогда не надоест

Дарить тебе любовь и утешенье,

Дитя моё…Мой неподъемно легкий крест,

Моя Голгофа и мое спасенье.

Засни, улыбкой сердце мне согрей...

Я сон твой грешной мыслью не нарушу

Быть может, ради чистоты твоей

Бог исцелит больные наши души.

Кто-то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РАВНОНУЖНЫЕ, РАВНОВАЖНЫЕ…

Дерманская Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1

Светлана Садовщикова
Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность

: традиции и современность

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

Антон Макаренко

Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей . Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи : за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9) .

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений , основанная на взаимопознании , взаимодоверии , взаимопонимании и взаимоуважении . Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.

Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.

- Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.

Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще исходит от педагогов , хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти начинания.

Традиционные формы подразделяются на :

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации) ;

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный , «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.) . Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Различают следующие формы дискуссии :

Круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь» , которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения» , «моделирующие игры» , «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры» , подчеркивает два основных признака : игровой характер и возможность взаимодействия .

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями , позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей , расширить представления детей по различным образовательным областям.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей . // Управление ДОУ 2002г., № 4 .

2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г . А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

3. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй . [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

4. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

5. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5

6. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н . П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

7. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

8. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г ., №7.

9. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

10. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений» .

Взаимодействие педагогов с семьёй : традиции и современность

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и родителей.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива класса, учителей и классного руководителя. Мне кажется, все согласятся с формулировкой, воспитание – один из сложнейших социальных процессов.

Для полноценного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между: школой и семьей, семьей и педагогами, педагогами и учениками, учениками и сверстниками.

Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и школьного коллектива.
Взаимодействие с родителями осуществляется посредством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Необходимость организовывать работу с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, чтобы воспитательные результаты школы «не стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает в первую очередь ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Школа предлагает следующие виды работы :

Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и трудовых навыков.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.

Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др./
Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
Воспитание – дело обоюдное и очень важное.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод -решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Астежева М. М.


Семья – это та первичная среда,

где человек должен научиться

творить себя».

В.АСухомлинский

90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась o т активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.

Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения и деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в т o м случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи работы с родителями:

осуществление информационно – просветительской работы;

осуществление диагностической работы;

осуществление коррекционной работы.

Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.

Администрация школы и все классные руководители имеют анализ состава родителей по их образовательному и профессиональному уровню, сведения о полных и неполных семьях, состоянии здоровья родителей учащихся, жилищно-бытовых условий, возможностях для воспитания детей, их семейные традиции. Изучение семьи ученика позволяет понять уклад семьи, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношение с окружающими людьми и друг другом, семейные традиции, педаг o гическую образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей в интересах развития личности ребёнка..

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Среди них:

Родительское собрание;

Р o дительский лекторий;

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

Участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.;

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.;

Формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.

Но это не даёт должного результата и перед педагогами встают вопросы:

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

Участие в управлении школы.

Учителя и родители как партнеры в воспитании детей дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка выявит сильные стороны каждого и даст им возможность скорректировать свои ошибки. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский:

"Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так, чтобы у ребенка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца.»

Сл o жившийся опыт работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:

1 - родители - помощники учителя. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.

2 - родители - потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.

3 - родители не понимают или не хотят понимать требований школы. Они отрицательно относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.

На родителей 1 группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.

Родителям 2 группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить т o или иное дело.

С родителями 3 группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.

Какие же формы работы с семьей учащихся может использовать учитель?

Индивидуальные формы работы. Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей школьника, дни консультаций родителей в школе.

Первое посещение семьи ученика носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время. В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним. Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней. Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав р o дительского комитета.

При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.

Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании ученика.

Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик. Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.

Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.Родители не должны ждать под дверью своей участи. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме. Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу. Посещение ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи. В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:

Высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;

В борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;

Вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную систему его.

Коллективные формы работы учителя с семьей ученика.

Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры. Можно использовать и такую форму работы, как семинары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, "Трудовое воспитание детей в семье", "Трудно ли быть отличником", "Родительский авторитет". При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всесторонее развитие подрастающего поколения.