01.11.2021

Порядок регулировки клапанов ваз 2114 8 клапанная. Причины стука клапанов автомобилей ваз. Какие должны быть зазоры


Если на ВАЗ-2114 1,5 или 1,6 на восемь клапанов «застучали» клапаны, то это указывает на то, что комплектующие нужно как можно быстрее отрегулировать. К сожалению, не все автовладельцы сразу начинают устранять такую неисправность, что и приводит к более серьезным последствиям. Ведь если своевременная регулировка не будет произведена, то мощность двигателя в значительной степени снизится, клапан перегорит, а распредвал вообще может разбалансироваться. Не знаете, как зазоры клапанов правильно отрегулировать на ВАЗ-2114 8 клапанов? Тогда рекомендуем ознакомиться с информацией, которая далее будет изложена.

Замеряется размер зазора

Самостоятельно отрегулировать клапаны можно довольно просто, если точно следовать инструкции и выполнять работу поэтапно. Перед началом следует проверить размеры зазора, и, если они не будут соответствовать утвержденной величине, и при рабочем двигателе будет слышаться своеобразный стук, значит, клапаны обязательно нужно отрегулировать. Чтобы точно проверить размер зазора, необходимо дождаться полного остывания двигателя.

Следует не забывать, что если измерительный прибор будет установлен на горячую металлическую поверхность, то выявить точный размер зазора не получится из-за погрешности, которая имеет место при расширении металла.

Размер зазора как под газ, так и для бензина должен соответствовать таким показателям:

  • впускной клапан – от 0,05 до 0,2 мм;
  • выпускной клапан – от 0,05 до 0,35 мм


Для работы потребуются следующие инструменты:

  • рожковые и свечные ключи, лучше иметь под рукой комплект таких ключей;
  • инструмент, который помогает утапливать толкатель клапанов, его стоимость не превышает 150 рублей;
  • комплект специальных щупов;
  • шайбы для регулировки толщиной от 3 до 4,5 мм;
  • прибор под названием микрометр.

Поэтапная регулировка

Проверять и регулировать клапаны – несложная работа, с которой справятся все без исключения, если будут точно следовать инструкции:


  • толкатели утапливаются и фиксируются в самой нижней точке;
  • шайба для регулировки зазора снимается и замеряется ее толщина при помощи микрометра;
  • определившись с нужной толщиной шайбы, нужно взять из комплекта подходящий элемент и установить его в толкатель. При этом важно следить, чтобы шайба зашла в толкатель той стороной, на которой указана ее толщина;
  • повторно проверяются размеры зазора.
  1. По этой же схеме регулируются и остальные клапаны, при этом каждый раз нужно поворачивать коленвал на пол-оборота, а последовательность регулировки должна происходить в таком порядке:
  • 2-й впускной и 5-й выпускной;
  • 6-й впускной и 8-й выпускной;
  • 7-й впускной и 4-й выпускной.

Процедура регулировки клапанов подразумевает под собой регулировку зазора между кулачком распредвала и поперечной гранью стержня клапана. Причем каждый завод-изготовитель того или иного транспортных средств определяет свою необходимую величину, носящую название «тепловой зазор» и предназначенную для того, чтобы при любой температуре движка происходило плотное закрытие клапанов.

В данной статье рассмотрим «тепловой зазор» клапанов на ВАЗ 2114, а точнее технологию их регулировки.

Инструменты, необходимые для проведения регулировки клапанов.

  • Набор регулировочных шайб.
  • Набор щупов для измерения зазоров клапанов.
  • Микрометр.
  • Зажим для пружин толкателей.
  • Спец. инструмент: головки и ключи размером 8-13 мм.

Инструкция по регулировке.

1. В первую очередь разберите воздушный фильтр до самого корпуса.

2. Отсоедините патрубки, находящиеся между клапанной крышкой и фильтром, и патрубок отвода картерных газов.

3. Снимите клапанную крышку головки блока цилиндров.

4. Демонтируйте переднюю крышку ремня ГРМ, за которой находится шестерня распредвала, а на ней зубчатый ремень.

6. После за крепежный болт шкива генератора поверните коленвал в направлении хода часовой стрелки — так, чтобы произошло совпадение меток на задней крышке зубчатого ремня и шкиве. А потом еще чуть-чуть, приблизительно на 3 зуба шестерни распредвала.

7. С помощью набора щупов проверьте зазоры между толкателем первого впускного и третьего выпускного клапанов (отсчет начинайте от приводного шкива) и их торцами. Первый должен быть порядка 0,2 мм (+/- 0,05 мм, не более), второй — 0,35 (погрешность та же).

8. В случае, когда фактический размер зазора не совпадает с названными значениями, его нужно отрегулировать. Для этого утопите толкатель, закрепите его в нижнем положении, а затем выньте оттуда регулировочную шайбу и замените ее на подходящую.

9. Далее последовательно прокручивая коленчатый вал на полоборота, поочередно замеряйте и, при необходимости, регулируйте зазоры пятого выпускного и второго выпускного, восьмого выпускного и шестого выпускного, четвертого выпускного и седьмого выпускного клапанов.

10. По окончанию регулировки клапанов ВАЗ 2114, установите снятые детали в нужные места в обратной последовательности.

Видео.

Установка зазора также потребуется при ремонте ГБЦ. Втом случае, когда на автомобиле установлены гидрокомпенсаторы, корректировку зазора проводить не нужно.

Вот только гидрокомпенсаторы — это достаточно дорогое удовольствие, позволить его может себе не каждый автомобилист. Поэтому требуется иногда проверять зазоры и корректировать их. Узнайте, сколько стоит регулировка клапанов на ВАЗ-2114 в вашем городе (цены начинаются от 1000 рублей). Вполне возможно, что это будет дешевле, нежели самостоятельно делать. Уж очень сильно кусаются цены на комплекты шайб.

Тепловые зазоры

Прежде чем начать регулировку клапанов ВАЗ-2114, необходимо проверить зазоры. Для этого нужно воспользоваться набором щупов. При нагреве металл расширяется, в механизме газораспределения должен присутствовать небольшой зазор. Для всех клапанов впуска тепловой зазор составляет 0,2 мм. Но в выпускном тракте необходимо устанавливать зазоры 0,35 мм. Можно отклониться от этих значений в большую или меньшую сторону, но максимум на 0,05 мм.

Чтобы установить зазоры максимально точно, необходимо использовать специальные регулировочные шайбы. Они расположены между кулачками на распределительном валу и толкателями клапанов. При работе двигателя внутреннего сгорания элементы газораспределительного механизма изнашиваются из-за постоянного трения.

В результате этого тепловой зазор увеличивается, что приводит к сбоям в работе газораспределения. Существенно теряется мощность, увеличивается расход топлива, на горячую двигатель может даже глохнуть.

С чего начинать регулировку?

На автомобиле ВАЗ-2114 регулировка клапанов своими руками осуществляется только после того, когда сделали все необходимые замеры. Обязательно нужно по простой формуле вычислить толщину новых шайб, которые устанавливаются под кулачками распределительного вала.

Необходимо наличие следующих инструментов для регулировки клапанов ВАЗ-2114:

  1. Набор рожковых и накидных ключей.
  2. Свечные ключи.
  3. Щупы различной толщины.
  4. Шайбы для регулировки зазора.
  5. Устройство для выжимания клапанов.
  6. Чистая ветошь.

Набор шайб для регулировки

В магазинах возможно приобрести шайбы различной толщины. Можно сначала произвести расчёт, после чего купить поштучно необходимое количество шайб. В продаже также имеются наборы, в которые входят шайбы толщиной 3,0-4,5 мм с шагом 0,05 мм. Имея подобный набор, получится без особого труда подобрать необходимую для вас шайбу. Вот только стоимость такого комплекта - свыше 2000 руб.

Поэтому, если вы производите регулировку клапанов ВАЗ-2114 не часто, лучше обратиться на станцию техобслуживания. Перед проведением работ обязательно приобретите новую прокладку, которая устанавливается под крышкой клапанов. Она одноразовая, и при демонтаже крышки ее необходимо заменять.

Подготовка к ремонту

Перед началом проведения работ необходимо:

  1. Поместить машину на ровной площадке, двигателю дать остыть до 20 градусов.
  2. Снять крышку клапанов и пластиковый чехол, которым прикрыт ремень привода газораспределительного механизма. Всё, что находится под крышкой, необходимо тщательно оттереть от масла.
  3. Распределительный вал нужно внимательно рассмотреть, при наличии чрезмерного износа, задиров, раковин необходимо его заменить.
  4. Чтобы коленчатый вал прокручивался легче, нужно выкрутить все свечи.

После всех этих действий следует совместить метку на шестерне распредвала с отливом на головке блока цилиндров. В этом случае вы установите первый цилиндр в положение, соответствующее верхней мертвой точке. Обратите внимание на то, что шкив коленчатого вала необходимо прокручивать по часовой стрелке. Но лучше поступить немного иначе. Поднимите левую сторону автомобиля, чтобы переднее колесо свисало. Включите пятую передачу и вращайте колесо, покуда не совместятся метки.

Мелом или маркером необходимо на шестерне распределительного вала нанести еще одну метку. Она должна находиться напротив той, которая уже имеется. Это значительно облегчит проведение работы.

Проверка зазоров

А теперь нужно поговорить о том, каков порядок регулировки клапанов ВАЗ-2114. Дальнейшие действия выглядят следующим образом:

  1. При положении первого цилиндра в верхней мертвой точке необходимо проверить величину зазоров на первом и третьем клапанах. Счёт ведется от шестерёнки распределительного вала.
  2. Так как первый клапан выпускной, то на нём зазор должен быть примерно 0,35 мм, но можно допустить погрешность в 0,05 мм.
  3. Установить щуп, толщина которого 0,35 мм, между шайбой и кулачком распределительного вала. В том случае, если щуп не входит в зазор либо проникает в него свободно, необходимо провести регулировку. В идеале он должен проходить с небольшим усилием.
  4. Аналогичная проверка производится на третьем клапане, только в этом случае используется щуп с толщиной 0,2 мм.

Как установить зазор?

После того как проверили все зазоры клапанов, необходимо осуществить корректировку. Вам потребуется механизм, позволяющий отжать клапаны. Он крепится на шпильках клапанной крышки, имеет рычаг, помещаемый между шайбой и кулачком распределительного вала. При помощи ручки необходимо надавить на рычаг, вследствие этого выдвинется толкатель.

В комплекте таких механизмов имеется фиксатор, его нужно расположить между толкателями и распределительным валом. Как только вы отпустите ручку, этот фиксатор сможет удержать клапан в открытом положении, шайбу можно без особого труда извлечь при помощи пинцета. Первыми проверяются 1-й и 3-й клапаны, корректируется зазор. Затем распределительный вал необходимо повернуть на половину оборота. Ориентируйтесь на метку, которую вы заранее нарисовали на шестеренке.

После этого проверяется 5-й и 2-й клапаны, при необходимости устанавливаются новые шайбы. Провернув еще на 180 градусов, необходимо провести корректировку на восьмом и шестом клапанах. Последними проверяются 7-й и 4-й клапаны, для этого распределительный вал проворачивается ещё на половину оборота.

Пример расчёта толщины шайбы

Чтобы совершить регулировку клапанов ВАЗ-2114, инжектор и его системы трогать не нужно. Но потребуется произвести некоторые математические расчеты. Чтобы максимально точно установить все зазоры, нужно воспользоваться простым алгоритмом. Например, вы проверили зазор на клапане выпуска. Но зазор оказался равен не 0,35 мм, как положено, а 0,45 мм.

Другими словами, он больше среднего на 0,1 мм и не укладывается в допустимый интервал. Извлеките шайбу, которая находится под толкателем. На ней должна быть нанесена метка, которая указывает на толщину. Например, вы выяснили, что шайба имеет толщину 3,7 мм. В том случае, если нет обозначения, измерьте толщину старой шайбы при помощи микрометра. Чтобы выяснить, какой должна быть новая шайба, необходимо к значению 3,7 прибавить величину, на которую увеличен зазор.

То есть вы получите значение 3,8 мм. Найдите в комплекте шайбу с таким значением толщины и установите ее. Если у вас получилось значение, не кратное 0,05, то необходимо брать шайбу, размер которой максимально приближен к расчётному.

На автомобиле ВАЗ 2114 используется 4-цилиндровая рядная силовая установка, система питания — инжектор. Расположение газораспределительного механизма – верхнее, то есть в головке блока размещены не только клапаны механизма, но и распределительный вал.
На ВАЗ 2114 используется регулируемый газораспределительный механизм, то есть тепловой зазор не самостоятельно регулируется, как это делается в ГРМ с гидрокомпенсаторами, а является строго фиксированной величиной, которую периодически требуется проверять и регулировать.

На данном авто, поскольку ГРМ — регулируемое, тепловой зазор фиксированный, на впускном клапане он должен составлять 0,2 мм, а на выпускном – 0,35 мм. Допускается также и небольшая погрешность — в 0,05 мм.

Точное значение на двигателе ВАЗ 2114 обеспечивается использованием регулировочных шайб определенной толщины. Эти шайбы помещаются между кулачком распределительного вала и толкателем клапана.

Измерение зазора клапанов

В процессе работы двигателя происходит износ из-за трения, в результате которого тепловой зазор меняется, поэтому требуется периодическая проверка и регулировка. Если этого не проводить, то изменение его значения приведет к нарушению работы ГРМ и фаз газораспределения. ВАЗ 2114 в таком случае теряет мощность, повышается расход бензина, ухудшается запуск мотора на «холодную» или «горячую».

Регулировка теплового зазора производится после его замера, и если он не соответствует необходимому, путем подбора шайбы определенной толщины.

По регламенту проводить проверку и регулировку теплового зазора на ВАЗ 2114 нужно каждые 60 тыс. км пробега, а также при появлении стука клапанов.

  • набор ключей рожковых;
  • свечной ключ;
  • набор щупов;
  • специальное приспособление для выжима клапанов;
  • набор регулировочных шайб;
  • ветоши;

Набор включает в себя комплект шайб с толщиной от 3,0 мм до 4,5 мм. Интервал размера толщины составляет 0,05 мм, что позволяет при выполнении работ подобрать шайбу необходимой толщины. Данный набор стоит не дешево, однако приобретение его позволит длительное время самостоятельно выполнять все работы, не обращаясь на СТО.

Также для выполнения работ потребуется прокладка клапанной крышки, поскольку она является одноразовой и при снятии крышки должна обязательно заменяться.

Порядок выполнения работ

Теперь последовательность действий:

  1. ВАЗ 2114 устанавливаем на ровную площадку, двигатель должен полностью остынуть, чтобы при замерах не было погрешности из-за расширения металла;
  2. Снимаем клапанную крышку, а также боковую крышку, под которой находится ремень привода ГРМ. Поверхность под крышкой нужно вытереть от масла. Также следует внимательно осмотреть вал ГРМ на наличие задиров, раковин и следов значительного износа. Если таковые имеются, придется вал заменить;
  3. Выкручиваем свечи, чтобы в дальнейшем прокручивать коленчатый вал было значительно легче.
  4. Совмещаем метку на приводной шестерне распределительного вала с выступом на головке блока, то есть устанавливаем ВМТ на первом цилиндре. Сделать это можно при помощи ключа, которым вращаем коленчатый вал за болт крепления шкива. Но некоторые автолюбители поступают несколько по иному – выдомкрачивают слева переднее колесо, включают 4 передачу. Затем попросту вращают колесо, а поскольку передача включена, то это вращение через трансмиссию будет передаваться на двигатель;
  5. После совмещения меток на шестерне распредвала строго напротив имеющейся метки делаем еще одну мелком. Это несколько упростит в дальнейшем работы.
  6. Щупом замеряем зазоры на 1 и 3 клапанах (считать нужно от шестерни распредвала. 1-й является выпускным, а 3-й – впускным);
  7. Зазор на 1 клапане должен составлять 0,35 мм, но допускается погрешность. То есть, берем щуп толщиной 0,35 мм и вставляем его между кулачком вала и регулировочной шайбой. Если щуп ходит с небольшим усилием, то зазор в норме, а вот если щуп не входит или очень свободно, то требуется регулировка. Такую проверку делаем и на 3 клапане, но зазор на нем должен быть 0,2 мм.
  8. Регулировка клапанов же проводится так: закрепляем устройство для отжатия клапанов на шпильки крепления крышки. У этого устройства имеется изогнутый рычаг, который мы помещаем между кулачком и шайбой. Ручкой устройства надавливаем на этот рычаг, в результате чего он нажмет на толкатель. В комплекте этого устройства идет специальный фиксатор, который мы помещаем между распредвалом и толкателем. После отпускания ручки фиксатор будет удерживать клапан в выжатом состоянии, при этом шайба будет не зажатой и ее можно извлечь пинцетом.
  9. Разберем на примере, какую шайбу нужно установить будет, чтобы зазор был правильным. К примеру, при проверке на выпускном клапане установили, что он составляет не 0,35 мм, а 0,42 мм, то есть он увеличен на 0,07 мм. Далее извлекаем шайбу, которая была установлена. На ней должна быть нанесена метка, указывающая ее толщину (к примеру, 3,65 мм), если такой метки нет, то придется измерять толщину микрометром. Теперь к толщине шайбы мы добавляем значение, на которое зазор увеличен, в нашем случае – 0,07 мм, в итоге получаем значение толщины шайбы для установки – 3,65+0,07 = 3,72 мм. Но поскольку шайбы с такой толщиной нет в комплекте, то устанавливаем новую шайбу с толщиной, максимально приближенной к полученному значению, то есть 3,7 мм. Именно для этого и допускается погрешность на 0,05 мм.
  10. Устанавливаем необходимую по толщине шайбу на место меткой с размером вниз (к толкателю). Далее рычагом устройства снова нажимаем на клапан и вытаскиваем фиксатор. На этом регулировка завершена.
  11. Далее производится регулировка остальных клапанов, но для этого нужно знать порядок. После проверки 1 и 3 клапанов, проворачиваем распредвал на пол-оборота (для удобства установки мы заранее нанесли метку на шестерне) и проверяем 2 (впускной) и 5 (выпускной) клапана. Затем еще проворачиваем на пол-оборота и регулируем 6 (впускной) и 8 (выпускной). Для проверки 4 (впускного) и 7 (выпускного) клапанов еще нужно раз провернуть распредвал на пол-оборота.

Застучали клапана на ВАЗ 2114? Тогда пришло время их регулировать. А если этого не сделать, то мощность мотора снизится, клапан может прогореть, распредвал разбалансироваться. Да еще много чего может сломаться в двигателе. Что? Не знаете, как делается регулировка клапанов ВАЗ 2114? Тогда мы вам поможем.

Пошаговая инструкция

Для начала нужно удостовериться в том, что клапана надо регулировать. Проверять зазоры между кулачком распредвала и регулировочными шайбами нужно на холодном моторе.

  • Зазор на впускном клапане должен быть 0.2 мм – допускается погрешность 0.05 мм.
  • Зазор на выпускном должен быть 0.35 мм – допускается погрешность 0.05 мм.

Из инструментов вам потребуются:

  • ключи;
  • приспособление, утапливающее толкатели клапанов – стоит около 100 рублей;
  • набор щупов;
  • микрометр;
  • регулировочные шайбы – они имеют толщину от 3 до 4.5 мм. Они идут с интервалом 0.05 мм. То есть вы можете найти шайбы размером 3.05 мм, 3.1 мм и т.д. до 4.5 мм. (одна шайба стоит порядка 20 рублей).

Теперь опишем последовательность действий, когда проверяешь и регулируешь зазоры:

1. Снимаете крышку головки блока цилиндров.

2. Снимаете переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

3. Отвинчиваете свечи.

4. Убираете масло с верхней части головки.

5. Осматриваете кулачки – если обнаружили задиры, раковины, следы износа, глубокие риски, то от таких дефектов нужно избавиться.

6. Установите на шпильки, к которым крепится головка, приспособление, утапливающее толкатели.

7. Поворачивайте коленвал по часовой стрелке, пока метки на шкиве и задней крышке зубчатого ремня не совпадут. Потом поверните его еще на 40-50 градусов, что равно перемещению 2.5-3 зубьев шкива распредвала.

8. С помощью набора щупов проверьте зазор 1(выпускного) и 3-го (впускного) клапанов (если считать от шкива).

9. Если зазоры не соответствуют норме, то:

  • утапливаете толкатели и фиксируйте их в самом нижнем положении;
  • снимаете регулировочную шайбу и с помощью микрометра меряете ее толщину;
  • определяете толщину шайбы, которая вам нужна, чтобы зазор стал нормальным (как это сделать написано ниже);
  • берете шайбу нужной толщины и ставите ее в толкатель той стороной, на которой написана толщина шайбы;
  • еще раз проверяете зазор.

10. Каждый раз, поворачивая коленвал на пол оборота, аналогично проверяйте и регулируйте клапана в такой последовательности (если считать от шкива):

  • 5 (выпускной) и 2 (впускной);
  • 8 (выпускной) и 6 (впускной);
  • 4 (выпускной) и 7 (впускной).

Как определить, какой толщины шайба нужна

2. Прибавляете величину толщины старой шайбы.

Пример: если зазор впускного получился 0.27 мм (норма 0.2 мм), а толщина старой шайбы – 3.75 мм, то от 0.27 отнимаем 0.2 и получаем 0.07.