23.03.2024

39 фз от 22.04 96. Закон «О рынке ценных бумаг. Скачать текст закона о рынке ценных бумаг


Долгоиграющий процесс с количеством участников более одного требует формализации. Передел собственности в 90-х годах привел к подготовке закона "О рынке ценных бумаг". Норматив претерпел пять десятков поправочных формуляров за 20 лет. Корректировке подвергались трудности эмиссии облигаций и расписок, а также сложности деятельности по управлению ценными бумагами.

Законодательная база

Табель дорогостоящих активов обширен:

  • акции и облигации:
  • паи ПИФ:
  • чеки и коносаменты;
  • векселя и закладные.

ФЗ о рынке ценных бумаг регулирует отношения субъектов на поле эмиссионных инструментов.

Закон создали на подготовленной почве, параллельно с обновленным Гражданским Кодексом и уложением об акционерных обществах.

Экономическая и политическая раскладка сил внутри страны и необходимость учета международных правил диктуют изменения в закон. Последняя корректировка произошла 31 декабря. Страны слушала бой курантов, а служители Фемиды утверждали поправки.

Определение понятия

Деятельностью по управлению ценными бумагами считается функционирование профессиональных участников рынка ценных бумаг РЦБ в условиях доверительного руководства акциями и облигациями; производными активами - фьючерсами и опционами; деньгами для покупки и продажи перечисленного.

В ст. 39 ФЗ растолкованы ключевые термины РЦБ, перечислены виды профессиональной занятости и закреплена ссылка на ограничения по совмещению профессиональных операций на РЦБ. Кроме того, там изложены нормы касательно эмиссионных ценностей - их разновидности, порядок выпуска и обращения.

Активность на РЦБ

Деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг по состоянию на январь 2018 года включает шесть видов занятий:

  1. Брокерские операции. Представляют собой действия над акциями и облигациями производятся на базе возмездных договоров с клиентом за счет клиента. В законе уточняется, кто может быть клиентом - эмитент или лицо со свободными денежными средствами.
  2. Дилерская практика- это тоже покупка/реализация активов, но уже за собственный счет и от собственного имени по цене, заявленной публично.
  3. Депозитарные функции - хранение сертификатов на активы, если они выпущены в бумажной форме, или создание и поддержание в актуальном состоянии учетных записей о переходе права собственности на ценные свидетельства.
  4. Ведение реестра обладателей ценных активов. Эта деятельность подразумевает сбор, обработку, архивирование и предоставление по обоснованному запросу сведений о владельцах акций, облигаций и прочих активах.
  5. Организация торговли на фондовом и других рынках, услуги участникам РЦБ для результативного совершения сделок.
  6. Деятельность по управлению ценными бумагами, договорные отношения с обозначенной платой за услуги и сроком исполнения обязательств по доверительному управлению: чужими ценными активами в виде денежных средств на приобретение паев; уже находящимися в собственности активами; деньгами и бумагами, полученными как результат операций с переданными в ведение ценностями.

Управляющий обязан соблюдать интересы клиента и совершать доходные операции в рамках заключенного договора. За проведенную работу он имеет право на вознаграждение и на компенсацию понесенных необходимых трат. Оплата за труд и возмещение затрат производится за счет объектов заведования. Получен клиентом доход по итогам доверительного руководства ценными бумагами или понесены убытки, за работу управляющего надо расплатиться по условиям договора.

До 2011 года в законе работала еще статья о клиринге. Затем эта работа была из норматива исключена и обвешана собственными правилами. С декабря 2018 года ст. 6 Закона о рынках ценных бумаг пополнится двумя новыми пунктами об инвестиционном консультировании.

Кого считают профи

Перечисленной выше деятельностью по управлению ценными бумагами вправе заниматься исключительно юрлица (ст. 2). На роль инвестиционного советника вправе претендовать как они, так и физлица (ИП). Для соискателей обязательное условие соответствия - членство в саморегулируемой организации инвестиционных советников.

Каким бы трудом не занимался профессиональный участник, он носит звание управляющего.

Добротность и правомерность движений профессиональных участников РЦБ контролирует ФСФР - федеральная служба по финансовым рынкам. КФУ подконтрольны Центральному Банку.

Организаторы торговли ценными бумагами и другие профессиональные участники осуществляют внутренний контроль силами штатных ревизоров.

Кодекс правления

Участники РЦБ допускаются к осуществлению функций на основании лицензий:

  • на управление активами;
  • на ведение реестра собственников рыночных активов;
  • на организацию фондовой торговли (биржи).

Правила осуществления деятельности по управлению ценными бумагами закреплены в постановлении ЦБ РФ. Существовавший ранее «Порядок…» уложение заменяет на «Требования…»:

  • к регламенту администрирования занятий по заведыванию дорогостоящими активами;
  • к режиму раскрытия сведений о состоявшихся движениях активов, доверенных управляющему;
  • предотвращению столкновения интересов управляющего и клиентов.

В ст. 39-ФЗ прямо указано, что если действия управляющего вступили в противоречие с интересами клиента и привели доверившегося гражданина к убыткам, то управляющий отвечает за причиненный ущерб и возмещает клиенту потери. Кроме того, установлены ограничения на совмещение видов занятий.

Компания, ведущая реестр, не вправе заниматься другими видами профессиональных практик на РЦБ, а клиентский брокер не имеет доступа к депозитарным занятиям.

Форекс-дилеры ограничены собственным занятием, отсутствует право совмещать функции профессионального участника РЦБ, не разрешается заниматься другой работой из перечня, установленного законом 39.

Разрешено одновременно оказывать комплекты услуг в следующем составе:

  • брокерские;
  • дилерские;
  • по управлению ценными бумагами.

Правила учета

Управляющий наделен обязанностью ведения учета ценных бумаг, переданных ему в управление. Знание гражданского права и норм бухгалтерского учета - обязательное качество профессионального менеджера.

Ценности учитываются обособленно в разрезе каждого доверителя. Нарушение порядка учета управляющим расценивается как административное правонарушение с последующим наказанием в виде штрафа в интервале 20-30 тысяч или отстранения от службы на год. Взыскания с юридических лиц лежат в пределах 500-700 тысяч.

Банки и бумаги

Кроме традиционных банковских функций, КФУ играют на фондовом рынке следующую роль:

  • эмитента, когда банк выпускает в обращение собственные облигации для привлечения дешевых займов или акции для формирования уставного фонда;
  • инвестора, вкладывающего финансы в доли и паи чужих проектов с планом последующего получения дохода в виде части прибыли профинансированного эмитента - дивидендов или купонного дохода;
  • профессионального участника РЦБ, выполняя на основе лицензии работу брокера, дилера или управляющего ценными бумагами.

Деятельность банков по управлению ценными бумагами включает выдачу займов под покупки дорогого имущества, исполнение функций платежных агентов компаний-эмитентов и проведение расчетов по итогам рыночных манипуляций.

Помощник профессионала

В перечне субъектов, управляющих ценными активами, отсутствует термин «трансфер-агент». ФЗ о рынке ценных бумаг не причисляет таких лиц к профессиональным участникам. Организации, оказывающей услуги трансфера, не требуется лицензирование и вступление в СРО.

Нагрузки трансфер-агента такие:

  • прием формуляров от зарегистрированных в реестре лиц при манипуляциях с активами;
  • аккумуляция подлинников, имеющих отношение к производимым действиям с активами, и отправка реестродержателю;
  • выдача состоящим в реестре лицам формуляров, подготовленных держателем реестра;
  • подтверждение подписи на распоряжениях состоящих в реестре лиц при хозяйствовании над ценными бумагами.

Исключительно сбор и передача информации. Держатель реестра распоряжается полученным материалом: корректирует учетные записи и готовит выписки.

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений

Основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов инвестиционной деятельности, являются ГК РФ , Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". При этом отношения между инвестором (заказчиком) и подрядной организацией (подрядчиком) регулируются положениями договора строительного подряда, заключаемого на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.


Регламентирование правоотношений на российском финансовом рынке установлено рядом нормативных актов. Основополагающим среди них считается Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Вступив в силу 25.04.1996, он пришел на смену Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.

В первую очередь, закон о рынке цб определяет понятие владельца акций на финансовом рынке, перечисляет особенности и права участников торгов. Далее в нем изложены требования, предъявляемые к органам управления и работникам профучастников сферы обращения ценных бумаг.

Эмиссии и порядку обращения ценных документов посвящен раздел 3. Отдельные главы освещают вопросы информационного обеспечения процесса оборота акций и других дорогостоящих документов, применения санкций за неправомерные операции с ними. Роли и месту Центрального банка России в осуществлении контроля за финансовыми рынками отведены специальные главы 5-го раздела.

Нормы закона в части брокерской деятельности, работы депозитария, ведения реестра ценных бумаг и др. относятся по большей части к профессиональным участникам биржевой торговли. Рядовым инвесторам важно изучить изложенные в фз 39 стандарты, а также правила государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Закон содержит 53 статьи, сгруппированные по 13-ти главам в 6 разделов. На сегодняшний день актуальна последняя редакция от 23.07.2018 с дополнениями, внесенными двумя нормативными актами: № 75-ФЗ от 18.04.2018 и № 90-ФЗ от 23.04.2018. Не исключено, что в скором времени будут еще корректировки. Дело в том, что закон об инсайде, принятый 26.07.2018, уточнил некоторые нормы противодействия манипулированию рынком. В частности, предъявляются дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, сотрудники которых на регулярной основе получают от клиентов инсайдерскую информацию. Как бы там ни было, любое редактирование закона о рцб направлено на то, чтобы способствовать развитию финансового рынка.

Структурная облигация как новый вид ценных бумаг

Законодательные новшества касательно выпуска и порядка работы с ценными бумагами таковы:

1. Уточнено и закреплено в третьей части статьи 2 понятие облигации;

2. Введен в действие её новый вид – структурная облигация;

3. В дополнительной статье 27.1-1 определены особенности выпуска и обращения новых эмиссионных ценных бумаг;

4. Расширен круг инвесторов, имеющих право их приобретать. Пунктом 13.1 статьи 44 предусмотрен особый порядок продажи этих долговых бумаг физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и квалифицированными инвесторами.

Структурные облигации интересны тем, что, по сравнению с классическими облигациями и банковским вкладом, имеют более высокую доходность. Размер выплат по ним может быть меньше номинальной стоимости. Запрещено досрочное погашение облигаций по решению эмитента. Помимо денежных средств, предусмотрены выплаты в виде иного имущества. Ввиду того, что на рынке ценных бумаг в последнее время наблюдается тенденция к снижению размеров дисконтов и процентных ставок, нововведенную облигацию можно рассматривать как альтернативу обычным облигациям или депозитам.

Квалифицированный инвестор и эмитент облигаций – специализированное финансовое общество

Относительно правового статуса такого участника рынка ценных бумаг, как специализированные финансовые общества, в 39-ФЗ внесены существенные поправки:

1. Редакции статей 15.1 и 15.4 и дополнение статьи 42 пунктом 26 дают расширенную трактовку гражданских прав и обязанностей специализированных финансовых обществ. В частности, обязательства, возникающие у такого общества перед третьими лицами, касаются не только работы с облигациями, но и обеспечения своей деятельности;

2. Помимо кредитных организаций, дилеров и брокеров, определены иные эмитенты ценных бумаг. Подпункт 1.2 пункта 2 статьи 51.2 устанавливает, что ими являются те специализированные финансовые общества, «которые в соответствии с целями и предметом их деятельности вправе осуществлять эмиссию структурных облигаций»;

3. Внесение дополнений в статью 15.1 связано с уточнением целей и предмета деятельности специализированных финансовых обществ.

Поскольку отношения, которые возникают при выпуске и обращении эмиссионных бумаг, весьма многогранны, редактирование 39-ФЗ бумаг – процесс практически перманентный. Так, до конца текущего года произойдет следующее:

  • принятые Федеральным законом № 75- ФЗ от 18.04.2018 изменения в части регулирования структурных облигаций и уточнения правового статуса специализированных финансовых обществ, вступят в силу 16.10.2018;
  • ​с 21.12.2018 начнут действовать поправки в отношении деятельности по инвестиционному консультированию, внесенные Федеральным законом № 397- ФЗ от 20.12.2017.

Однако, оценить в целом действенность Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в новой редакции можно будет не сразу, а лишь по прошествии определенного времени.

В настоящее время действует специальный нормативный акт о рынке ценных бумаг. Закон призван регламентировать отношения, которые возникают в связи с эмиссией и обращением финансовых инструментов. В документе также определяются особенности образования и функционирования профессиональных участников сделок. Рассмотрим далее комментарии к закону "О рынке ценных бумаг".

Брокерская деятельность

Управление финансовыми инструментами

На осуществление данной деятельности не требуется лицензии, если она связана исключительно с реализацией ответственным лицом прав по ценным бумагам. Она включает в себя доверительное управление финансовыми инструментами, деньгами, предназначенными для совершения соответствующих сделок или заключения договоров.

Полномочия

Федеральный закон № 39 "О рынке ценных бумаг" предписывает участнику рынка, осуществляющему доверительное управление, указывать свой статус. Если конфликт интересов привел к убыткам клиента, ответственное лицо обязано компенсировать их за свой счет в порядке, предусмотренном в ГК. Закон Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" определяет перечень полномочий управляющего. В частности, указанный участник вправе приобретать финансовые инструменты и заключать договоры, которые предназначаются для квалифицированных инвесторов только в случае, если клиент сам является таковым.

Ответственность управляющего

Закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает ряд последствий для ответственного участника торгов в случае нарушения им предписаний нормативных актов. К ним относят:

  1. Возложение обязанности на управляющего по требованию ЦБ либо клиента реализовать финансовые инструменты и прекратить соответствующие договоры.
  2. Возмещение убытков инвестору, нанесенных при продаже и расторжении соглашений.
  3. Уплата процентов по сумме, на которую были заключены договоры или совершены сделки. Величина процентов устанавливается по правилам При положительной разнице между суммой, полученной от продажи финансовых инструментов, прекращения или исполнения соглашений, и суммой, выплаченной в связи с приобретением и продажей, заключением, расторжением, выполнением контрактов, проценты подлежат выплате в размере, не покрытом данной разницей.

Исковое заявление о применении указанных выше последствий может предъявляться в течение 1 года с момента получения клиентом отчета, указывающего на допущенные нарушения.

Права и ограничения

В соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", управляющий должен вести учет финансовых инструментов, выступающих в качестве объектов управления, по каждому соглашению. По своему усмотрению этот участник реализует все юридические возможности, закрепленные в акциях. В договоре на доверительное управление может устанавливаться ограничение права голоса. Если оно отсутствует, ответственное лицо несет обязанности, связанные с владением финансовыми инструментами, выступающими в качестве объекта соответствующей сделки. Если управляющий не наделен правом голоса, предписывает ему обязанность предоставить сведения об учредителе. Это необходимо для формирования списка субъектов, обладающих возможностью участвовать в общем собрании акционеров/участников.

Кроме этого управляющий по требованию учредителя обязан дать указание на реализацию учредителем права голоса. Ответственное лицо может обращаться в суд с любым иском, обусловленным осуществлением им его деятельности, в том числе теми, субъектами по которым выступают акционеры или прочие владельцы финансовых инструментов. При этом издержки, связанные с рассмотрением споров, оплачиваются за счет объекта доверительного управления.

Деятельность депозитария

В качестве нее Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" признает предоставление услуг по хранению сертификатов либо переходу и учету прав на финансовые инструменты. Депозитарий, который осуществляет расчеты по итогам сделок, заключенных по соглашениям с организаторами торгов либо клиринговыми компаниями, именуется расчетным. Лицо, которое пользуется указанными выше услугами, называется депонентом. Между участниками заключается депозитарный договор. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" устанавливает ряд требований к соглашению. В первую очередь, оно должно оформляться письменно. Депозитарий должен утвердить условия, в соответствии с которыми он будет осуществлять свою деятельность и которые выступают в качестве неотъемлемой части договора.

Деятельность, связанная с ведением реестра

В качестве нее признается сбор, обработка, фиксация, хранение и предоставление в установленных законом случаях сведений о владельцах финансовых инструментов. Данную деятельность вправе осуществлять исключительно юрлица. Субъект, ведущий реестр, именуется его держателем. Им может выступать профессиональный участник сделок на рынке ценных бумаг. При этом он должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством, держателем выступает и иной профессиональный участник. Регистратор не может совершать сделки с финансовыми инструментами эмитента, реестр собственников которых он ведет. Информационная база владельцев представляет собой систему записи о лицах, которым открыты лицевые счета. Она формируется на конкретный момент времени. В реестре также присутствуют записи о ценных бумагах, которые учитываются на этих счетах, об обременениях и прочие данные, перечень которых устанавливается в законодательстве. Держатель ведет свою деятельность в соответствии с нормативными актами ЦБ, правилами, утвержденными им. Требования к последним устанавливаются Центробанком.

Госрегулирование

Функционирование рынка контролируется государством. Регулирование осуществляется:

  1. Установлением обязательных требований к осуществлению деятельности профессиональными участниками и ее стандартов.
  2. бумаг и проспектов, контролем соблюдения эмитентами обязательств и условий, установленных в них.
  3. Лицензированием деятельности участников рынка.
  4. Формированием системы защиты интересов владельцев и контролем соблюдения их эмитентами и иными субъектами.
  5. Запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляемой без лицензии.

Специфика разрешений

Лицензирование работы осуществляется двумя способами. Субъекты могут получить разрешение на ведение реестра или на осуществление деятельности в качестве профессионального участника торгов. Лицензии выдаются на основании заявления. Предоставление разрешения профессионального участника на ведение брокерской деятельности по заявке соискателя допускается исключительно по заключению договоров, выступающих в качестве производных финансовых инструментов, основным активом которых является продукция. Лицензионные требования и условия могут различаться в зависимости от операций и сделок, осуществляемых в процессе работы.

Приостановление и аннулирование разрешений

Данные действия входят в полномочия Центробанка. В качестве оснований для аннулирования лицензий могут выступать:


При принятии Центробанком решения об аннулировании разрешения на ведение профессиональной деятельности организация обязана прекратить свои обязательства в срок, установленный в распоряжении ЦБ. При этом данный период не может быть больше 1 года. Обязательства, возникшие по депозитарным договорам, должны прекращаться с выполнением условий, предусмотренных нормативными актами Центробанка.

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1 , предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6 , который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.