11.04.2024

Приказ министерства финансов 157 н. С изменениями и дополнениями от. исключен счет


Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений Приложение N 2. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Регистрационный N 19452

Утвержден Единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами. Он вводится вместо Плана счетов бюджетного учета.

Определено, как применяется Единый план. Инструкция по бюджетному учету утрачивает силу.

Ведение бухучета разрешается передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Первичные и сводные учетные документы можно составлять в электронном виде. При этом используется электронная цифровая подпись. В определенных случаях субъект учета должен за свой счет изготавливать бумажные копии таких документов.

Необходимо утвердить рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем должны содержаться счета, применяемые для синтетического и аналитического учета.

К числу регистров бухучета отнесен Журнал по санкционированию. Их, а также бухотчетность нужно хранить не менее 5 лет.

Все счета - пятизначные. Появились новые графы (наименования группы и вида).

Дополнительно предусмотрены следующие забалансовые счета. N 24 - имущество, переданное в доверительное управление. N 25 - в аренду. N 26 - в безвозмездное пользование.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19452


Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.


Изменения вступают в силу с 8 мая 2018 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 г.


Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н (далее – Приказ № 148н) вносятся очередные изменения в Инструкцию № 157н. В настоящее время данный документ размещен на сайте финансового ведомства и находится на регистрации в Минюсте. Рассмотрим, какие нововведения, актуальные для учреждений образования, подготовило оно для бухгалтеров.

Единый план счетов.

Единый план счетов претерпел небольшие изменения. Например, исключен счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения».

Из наименования счета 206 63 убрали слово «пенсиям», теперь он называется так: «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

Общие положения .

В пункте 3 Инструкции № 157н приведены рекомендации, которые учреждения должны учитывать при ведении бухгалтерского учета. В частности, абз. 12 названного пункта установлено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях Инструкции № 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Приказом № 148н вносятся дополнения, согласно которым не влияет на достоверность бухгалтерской отчетности наличие ошибок и (или) искажений по показателям бухгалтерской отчетности учреждений, не влияющих на экономическое решение их учредителей, принимаемое на основании данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки исполнения учреждениями условий получения субсидий.

Кроме того, введено новое понятие – «принцип осмотрительности». Оно означает следующее: при ведении бухгалтерского учета учреждение должно обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов.

Исправление ошибок.

В соответствии с п. 18 Инструкции № 157н дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным учреждением, – справкой (ф. 0504833). Указанный документ должен содержать:

    информацию по обоснованию внесения исправлений;

    наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии);

    период, за который он составлен;

    период, в котором были выявлены ошибки (это требование введено Приказом № 148н).

Также Приказом № 148н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация.

Приказом № 148н в п. 20 Инструкции № 157н, регулирующий проведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, внесены уточняющие правки, согласно которым инвентаризации подлежат и иные объекты бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, и проводится в целях составления годового отчета (ранее – перед составлением).

Рабочий план счетов.

Порядок формирования рабочего плана счетов прописан в п. 21 Инструкции № 157н. Приказом № 148н уточнено,что формирование рабочего плана счетов (в 1 – 17-м разрядах номера счета – соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в 24 – 26-м разрядах – КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, плана счетов казначейского учета, плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Нефинансовые активы.

Пункт 22 Инструкции № 157н содержит информацию, какие активы учитываются на счетах раздела «Нефинансовые активы». Приказом № 148н уточнено, что на этих счетах должны учитываться и активы, переданные в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, а также имущество, являющееся объектом концессионного соглашения.

Напомним: согласно п. 27 Инструкции № 157н фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости данного объекта. Согласно изменениям, внесенным в этот пункт Приказом № 148н, такая передача вложения осуществляется на основании извещения (ф. 504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Приказ № 148н уточняет, что инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно особенностям, установленным в п. 45 Инструкции № 157н и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов. Данное изменение носит корректирующий характер из-за отмены действия с 01.01.2017 ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, которым принят ОК 013-2014 «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ) (СНС 2008).

Нематериальные активы.

В пункте 56 Инструкции № 157н приведено определение нематериальных активов, подлежащих учету на счете 102 00. Из него исключено условие, согласно которому объекты нефинансовых активов при отнесении их к нематериальным активам должны неоднократно и (или) постоянно использоваться в деятельности учреждения на праве оперативного управления.

В правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов также внесены изменения. В частности, не включаются в указанную стоимость:

    регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;

    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

    суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;

    суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (при создании нематериального актива).

Также скорректированы расходы, не включаемые в сумму фактических вложений, в частности, уточнено, что в эту сумму не входят расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, оказываемым учреждением по договорам (контрактам) . До внесения изменений не включались расходы по работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами.

Расчеты по доходам.

В пункте 199 Инструкции № 157н приведена группировка расчетов на счете 205 00 «Расчеты по доходам» по аналитическим группам синтетического счета объектов учета.

Согласно внесенным Приказом № 148н изменениям на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование», учитываются на обязательное социальное страхование, до внесения изменений учитывались поступления от бюджетов.

Расчеты по выданным авансам.

Напомним, на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) (п. 202 Инструкции № 157н).

В частности, авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда должны отражаться на счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов. Приказом № 148н к этому коду группы добавлен аналитический код вида синтетического счета 1 «Расчеты по оплате труда», то есть 206 11. Следует заметить, что в едином плане счетов, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 157н, такой счет есть; получается, что данная поправка коснулась только текстовой части приложения 2 Инструкции № 157н.

В счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по социальному обеспечению», исключен аналитический код вида 1 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения». В начале статьи уже говорилось о том, что счет 206 61 исключен из единого плана счетов.

Санкционирование расходов.

Пунктом 312 Инструкции № 157н установлено, что не переносятся на следующий финансовый год показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года.

Здесь же приведены особенности переноса показателей (остатков) по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, на аналитические счета санкционирования расходов:

    показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;

    показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

    показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Из изменений, внесенных Приказом № 148н в этот пункт, вытекает, что подлежат переносу не только остатки, но и обороты.

Подведем итоги. В едином плане счетов скорректировано наименование счета 20663, исключен счет 20661. Поправки, внесенные в Инструкцию № 157н, уточняют порядок отражения ошибок, обнаруженных в регистрах бухучета, порядок учета отдельных объектов нефинансовых активов, в частности нематериальных активов. Также скорректированы особенности расчетов по доходам, по выданным авансам.

Следует добавить, что Приказом № 148н внесены изменения в требования к принятию к учету и определению оценочной стоимости ценностей Госфонда (Госфонда субъекта РФ), но в статье они не рассмотрены как неактуальные для учреждений образования.

Напомним, в Инструкцию №  157н внесены изменения Приказом Минфина РФ №  64н. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте 26.04.2018, и его положения должны применяться при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года. В прошлом номере были рассмотрены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В этой статье расскажем об изменениях, коснувшихся учета нефинансовых активов.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов.

Согласно п. 23 Инструкции №  157н в новой редакции объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не установлено НК РФ), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено Инструкцией №  157н.

Ранее в определении первоначальной стоимости упоминалась и фактическая, теперь применяется только термин «первоначальная стоимость». Определение первоначальной стоимости не претерпело принципиальных изменений: понятие «приобретение» заменено на «приобретение в результате обменных операций». Таким образом, термины Инструкции №   157н приводятся в соответствие требованиям федеральных стандартов, в частности СГС «Основные средства» .

Первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив принят субъектом учета к бухгалтерскому учету. Обменные операции – операции, в ходе которых субъект учета передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом (п. 7 СГС «Основные средства»).

Первоначальная стоимость непроизведенных активов. Как и прежде, первоначальной стоимостью непроизведенных активов признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов при оплате неденежными средствами. Если объект нефинансовых активов получен учреждением по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, то его стоимость определяется (п. 24 Инструкции №   157н в новой редакции):

1) по справедливой стоимости (по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы);

2) исходя из остаточной (балансовой) стоимости передаваемого взамен актива – при невозможности установить справедливую стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам;

3) в условной оценке (один объект – один рубль) – в случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким‑либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая.

Как видим, более подробно расписан алгоритм определения стоимости для объектов, полученных по договорам оплаты неденежными средствами. В частности, введено понятие справедливой стоимости. Такой термин введен СГС «Основные средства», хотя особенности ее определения остались прежними: цена аналогичного нефинансового актива.

Первоначальная стоимость нефинансовых активов учреждения, полученных по необменной операции. Согласно новой редакции п. 25 Инструкции №   157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в том числе по договору дарения), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанных объектов, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.

Определено, что получение нефинансового актива безвозмездно является необменной операцией, а текущая оценочная стоимость приравнена к справедливой, то есть как того требует терминология СГС «Основные средства».

Необменные операции – операции, в ходе которых субъект учета получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами (п. 7 СГС «Основные средства»).

Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учета (активов) учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой – в условной оценке (один объект – один рубль).

Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче) (п. 32 Инструкции №   157н в новой редакции).

Определение текущей оценочной стоимости. В пункт 25 Инструкции №   157н введены новые положения, согласно которым определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной рублю, в случае если данные на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны. При этом названные материальные ценности также отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке (один объект – один рубль).

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Введены дополнения в правила определения текущей оценочной стоимости.

Первоначальная стоимость объектов учета аренды. Первоначальная (балансовая) стоимость объектов учета аренды определяется в соответствии с СГС «Аренда» (п. 26 Инструкции №   157н в новой редакции).

Балансовая стоимость нефинансовых активов. Добавлено, что такая стоимость изменяется в случае обесценения нефинансовых активов (п. 27 Инструкции №   157н в новой редакции).

Обесценение актива – это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива (п. 5 СГС «Обесценение активов»).

Стоимость продаваемых нефинансовых активов. В пункт 28 Инструкции №   157н введен новый абзац, согласно которому объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

Стоимость после переоценки. Напомним, учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы учреждения, за исключением активов в ценностях Госфонда России, и имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ (абз. 1 п. 28 Инструкции №   157н).

Приказом Минфина РФ №   64н внесено следующее уточнение: результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Счета учета нефинансовых активов

Напомним, счет, на котором учитываются основные средства, содержит код группы синтетического счета и аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

В частности, с 2018 года объекты нефинансовых активов в бюджетном учреждении учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета (п. 37 Инструкции №   157н в новой редакции).

Группа счета по объектам имущества

Группа счета по затратам на производство готовой продукции, работ, услуг

10 «Недвижимое имущество учреждения»

60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»

70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»

30 «Иное движимое имущество учреждения»

80 «Общехозяйственные расходы»

40 «Права пользования активами»

50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»

90 «Имущество в концессии»

Убрали группу затрат 90 «Издержки обращения», но добавили группу 90 «Имущество в концессии» к объектам имущества, по группе 40 теперь отражаются права пользования активами, а ранее – предметы лизинга.

В свою очередь, коды вида счета также претерпели изменения и согласно п. 53 Инструкции №   157н в новой редакции выглядят следующим образом:

  • 1 «Жилые помещения»;
  • 2 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;
  • 3 «Инвестиционная недвижимость»;
  • 4 «Машины и оборудование»;
  • 5 «Транспортные средства»;
  • 6 «Инвентарь производственный и хозяйственный»;
  • 7 «Биологические ресурсы»;
  • 8 «Прочие основные средства».

По коду 3 ранее учитывались сооружения, теперь – инвестиционная недвижимость, по коду 7 ранее отражался библиотечный фонд, теперь – биологические ресурсы. У кодов 2 и 6 просто скорректированы названия.

Особенности учета основных средств.

Из пункта 38 Инструкции №   157н убрали положения об учете основных средств, находящихся на консервации. Кроме того, согласно внесенным изменениям в этом же пункте при отнесении нефинансового актива к основным средствам необходимо применять критерии, указанные в СГС «Основные средства».

Также исключили п. 40 – 42 Инструкции №   157н: про учет основных средств в комплексе конструктивно сочлененных предметов, про основное средство, находящееся в долевой собственности, и про капитальные вложения арендатора в используемое им имущество. Теперь необходимые нормы содержатся в СГС «Основные средства»,«Аренда».

Пункт 45 Инструкции №   157н дополнили положением, указывающим на то что, в составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем учреждения.

Срок полезного использования. Правила определения срока полезного использования основного средства также убрали из Инструкции №   157н, так как эти положения закреплены в СГС «Основные средства».

Инвентарный объект. Как и прежде, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Особенности учета конструктивно обособленного объекта как единого инвентарного объекта прописаны в СГС «Основные средства», поэтому их исключили из п. 45 Инструкции №   157н.

Инвентарный номер. Согласно п. 46 Инструкции №   157н в новой редакции каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10   000   руб. (ранее – 3   000   руб.) включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается инвентарный номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

1. Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов, формируемый как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

2. Объектам основных средств, имеющим уникальный номер, однозначно его идентифицирующий в качестве индивидуально определенной вещи (например, кадастровый номер, государственный (регистрационный) опознавательный знак (номер) транспортного средства, серийный номер единицы изготовленного оружия), присваивается инвентарный номер без нанесения его на объект.

3. Инвентарный номер объектов основных средств при реклассификации объектов не изменяется (в том числе при условии изменения группы учета нефинансовых активов (в том числе при условии принятия на балансовый учет объектов, учитываемых на забалансовых счетах).

4. Учет неотделимых улучшений в объекты имущества, являющиеся объектами учета операционной аренды (формирование их инвентарных номеров), осуществляется с обеспечением идентификации каждого инвентарного объекта с соответствующим правом пользования активом.

Выбытие основных средств. Пунктом 51 Инструкции №   157н в новой редакции установлено, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства». Здесь же приводятся случаи, когда осуществляется такое списание. Приведем те из них, которые введены Приказом Минфина РФ №   64н:

  • прекращение признания объекта в составе активов субъекта учета, в частности, при условии несоответствия его критериям активов;
  • возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;
  • иные случаи прекращения признания объекта основных средств в бухгалтерском учете.

Здесь же уточнено, что амортизационные отчисления по списываемым основным средствам отражаются по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 104   00 «Амортизация».

Ранее не было прямого указания на кредит счета 101   00 и дебет счета 104   00 . Скорректирован перечень случаев списания ОС с учета.

Нефинансовые активы, не приносящие экономической выгоды. Объекты нефинансовых активов в бюджетном учреждении, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала, в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (в частности, при прекращении по решению учреждения их использования для целей, предусмотренных при принятии к учету, в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа)), учитываются на забалансовых счетах рабочего плана счетов учреждения, утвержденного в рамках его учетной политики.

Информация о таких объектах нефинансовых активов в бюджетном учреждении подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 35 Инструкции №   157н в новой редакции).

Аналогичные требования закреплены в п. 8 СГС «Основные средства».

Учет земельных участков.

В соответствии с Приказом Минфина РФ №   64н в п. 71 Инструкции № 157н уточнены следующие моменты касательно учета непроизведенных активов (в частности, земельных участков):

1. На счете 103   00 следует учитывать в том числе земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот.

2. При отсутствии кадастровой стоимости земельного участка его необходимо учитывать по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке (один квадратный метр – один рубль).

Объекты непроизведенных активов учитываются на счете, содержащем аналитические коды группы синтетического счета:

  • 10 «Непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения»;
  • 30 «Непроизведенные активы – иное движимое имущество;
  • 90 «Непроизведенные активы – в составе имущества концендента» (п. 78 Инструкции № 157н в новой редакции).

Амортизация.

Правила амортизации основных средств закреплены в разд. VI СГС «Основные средства». Напомним, п. 36 СГС «Основные средства» предусмотрено три метода начисления амортизации для основных средств: линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции.

В связи с этим из п. 85 Инструкции №   157н исключили положение, согласно которому амортизация основных средств начислялась линейным методом. Теперь, с 2018 года, указанный пункт устанавливает обязанность начислять линейным способом амортизацию только в отношении права пользования активами и нематериальных активов.

Далее уточнено (абз. 2 п. 85 Инструкции №   157н в новой редакции): в случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования.

Таким образом, применять положения данного абзаца надо при выборе линейного способа амортизации для основных средств и при начислении амортизации по нематериальным активам и правам пользования активами.

Согласно п. 89 Инструкции №   157н в новой редакции начисленная (принятая к учету) сумма амортизации нефинансовых активов учреждения учитывается на счете, содержащем следующие коды группы и аналитические коды вида синтетического счета:

Код группы

Аналитический код вида синтетического счета

10, 20, 30, 90

1 «Амортизация жилых помещений»

2 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

3 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

4 «Амортизация машин и оборудования»

5 «Амортизация транспортных средств»

6 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

7 «Амортизация биологических ресурсов»

8 «Амортизация прочих основных средств»

9 «Амортизация нематериальных активов»

1 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»

2 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

4 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

9 «Амортизация имущества казны в концессии»

* * *

Так как с 01.01.2018 при ведении учета необходимо соблюдать требования федеральных стандартов бухгалтерского учета, в Инструкцию №   157н внесены соответствующие изменения (например, исключены положения, дублирующие нормы стандартов). Терминология также приводится в соответствие положениям стандартов.

Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2018 год

С. Каргасок 06.11.2015г.

На основании распоряжения председателя Контрольного органа Каргасокского района от 11.09.2015г. № 19 и пункта 1.9 плана работы на 2015 год, утверждённого председателем Контрольного органа Каргасокского района 29.12.2014г. на основании распоряжения от 07.11.2014г. № 13, проведено контрольное мероприятие по проверке использования муниципального имущества, находящегося в собственности Киндальского сельского поселения.

Срок проведения проверки установлен с 16.09.2015г. по 07.10.2015г. , проверяемым периодом являлся 2014 год .

Контрольное мероприятие оформлено актом проверки от 02.10.2015г . № 8 .
Используемые в информации сокращения:

Федеральный закон 131-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон 161-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Федеральный закон № 6-ФЗ - Федеральный закон от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции - Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Инструкция 157н - Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений)» .
Проверкой установлено.

В 2014 году отсутствовали нормативные документы:

- «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Киндальское сельское поселение»;

- «Порядок инвентарного и аналитического учёта объектов имущества казны»;

- «Положение об особенностях списания имущества муниципального образования «Киндальского сельского поселения».

К разработанным проектам первых двух вышеуказанных документов имеются замечания.

П редложено доработать проекты данных документов.
В Учетной политике включено часть разделов порядка учета, предусмотренных Инструкция № 157н для всех казенных учреждений. Включен раздел 4 по нематериальным активам, который не применяется в учете из-за отсутствия объекта учета. Сделана ошибочно ссылка на приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

П редложено доработать Учётную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий.
Установлены нарушения Инструкции № 157н:

Не организован за балансовый учет для части объектов стоимостью до 3 000 руб. Данные объекты необоснованно учитывались на балансовом счете 101;

Необоснованно начислялась амортизация на часть объектов до 3 000 руб.;

Ноутбук Machines имеет балансовую стоимость в размере 22 050 руб. со знаком минус;

Не начислена амортизации в размере 100% на часть объектов стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб.;

Монитор, который относится к материальным запасам, поставлен на учёт как основное средство;

Часть объектов муниципального имущества не правомерно учитывалась на счете 101 «Основные средства», а не на счёте 108 «Нефинансовые активы имущества казны»;

Часть объектов имущества (музыкальные центры, светомузыка) учитывались на балансе Администрации Киндальского сельского поселения, а необходимо было учитывать на балансе МКУК "Киндальский БДЦ";

Часть объектов имущества на балансовом счете 101 Администрации сельского поселения, до сих пор числятся за материально-ответственным лицом Сысолиным Н.А. уволенным в 2012 году;

Списание винтовки мр-512 производилось с формулировкой «Списано на нужды учреждения»;

Мастерская (гараж) не правомерно учитывалась на счете 108 «Нефинансовые активы имущества казны», а не на счёте 101 «Основные средства»;

Неправомерно в составе недвижимого имущества казны учитывались боевая одежда пожарного, сварочный аппарат, генератор дизельный;

Неправомерно в составе движимого имущества казны учитывалась пилорама.

П
10объектов муниципального имущества в нарушение п. 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ переданы в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоснаб» Муниципального образования «Новоюгинское сельское поселение».

П редложено Администрации Киндальского сельского поселения передать эти объекты Предприятию или в безвозмездное пользование, или в аренду.
В нарушение статьи 17.1 Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции договора на аренду объектов заключались с индивидуальными предпринимателями без проведения конкурсов или аукционов.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Установлены нарушения по объектам жилого фонда:

В договоре социального найма с Монголиным А.А. отсутствует подпись нанимателя. Часть договоров социального найма оформлены на одних лиц, а по ведомости начисления квартплаты проходят другие лица;

По 8 должникам за наём жилья задолженность составляет от 3-х месяцев до нескольких лет на сумму 75 413,64 руб., а со стороны Администрации Киндальского сельского поселения никаких мер по взысканию задолженности не принималось, исковые заявления в суд не предъявлялись;

Установлено расхождение в учете в размере 366,79 руб. между данными ведомости начисления платы на наём жилого помещения и данными счёта 205.21 «Расчёты с плательщиками доходов от собственности»;

На основании акта обследования от 31.03.2009г. № 1 двухквартирный жилой дом по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 46 признан ветхим. В акте не указан срок расселения и до сих пор в нём проживают люди;

Квартира, находящаяся по адресу: с. Киндал, ул. Школьная д. 7, кв. 2 не используется, так как находится в непригодном для проживания состоянии. При этом акт обследования жилья не составлен и жилой дом аварийным не признан;

Приватизированная квартира по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 14 не числилась ни в бухгалтерском учёте, ни в реестре муниципального имущества и, следовательно, не списывалась с баланса Администрации сельского поселения.

П редложено устранить допущенные нарушения.
На 2014 год план приватизации имущества казны не составлялся. В тоже время, два объекта приватизированы. Списание приватизированных объектов с баланса учреждения производилось без распорядительного документа Администрации сельского поселения.

П редложено не допускать подобные нарушения.
По ведению Реестра муниципального имущества Киндальского сельского поселения:

Представленный документ не соответствует Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011г. № 424;

Как по группам, так и в целом по Реестру поселения отсутствуют итоги количества учитываемых объектов, начисленной амортизации и т.д.;

При подсчёте итогов на 1 января 2014 года, установлено несоответствиеколичестваобъектов муниципального имуществав Реестре с ведомостью по имуществу казны;

В Реестре отсутствуют объекты основных средств, находящиеся в оперативном управлении и не правомерно переданные в хозяйственное ведение.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Инвентаризация объектов имущества учитываемых на счетах 101 и 108 (Распоряжением от 26.11.2014 № 46) проведена формально.

Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности без перечня закреплённых за ними объектов имущества, что не даёт возможности провести у них инвентаризацию объектов имущества.

П редложено:

За материально-ответственными лицами закрепить объекты имущества;

Провести годовую инвентаризацию в соответствии с установленными требованиями.
Акт проверки представлен главе Киндальского сельского поселения Волкову В.В. и подписан им. По результатам проверки в Администрацию Киндальского сельского поселения направлено Представление по устранению выявленных нарушений от 06.10.2015г. № 02-05-79. От Администрации Киндальского сельского поселения в Контрольный орган Каргасокского района поступил Ответ о принимаемых мерах по устранению допущенных нарушений и замечаний от 06.11.2015г. б.н.

По результатам проведённого контрольного мероприятия составлен отчёт, который представлен Председателю Думы Каргасокского района.

Копия акта проверки направлена Главе Каргасокского района для ознакомления его с исполнением Контрольным органом переданных ему полномочий.

Материалы проверки вошли в отчёт, представленный 05.11.2015г. депутатам на заседании Думы Каргасокского района.

На основании представленного запроса от 06.11.2015г. № 31-2015 материалы проверки переданы в Прокуратуру Каргасокского района.

Председатель _____________________ /Ю.А.Машковцев/

На сайте Минфина размещен проект приказа о внесении изменений в Инструкцию № 157н . Согласно данному проекту учитывать указанные поправки придется при формировании учетной политики 2014 года. При этом планируется, что до декабря 2014 года учреждения будут плавно переходить на применение новой учетной политики по мере их организационно-технической готовности. В этой статье мы ознакомим вас с подготовленными изменениями.

Изменения в Едином плане счетов

Действующая редакция Единого плана счетов Редакция Единого плана счетов с учетом изменений
Номер счета Название счета Номер счета Название счета
201 20 Денежные средства на счетах в кредитной организации 201 20 Денежные средства в кредитной организации
- 205 82 Расчеты по невыясненным поступлениям
209 00 Расчеты по ущербу имуществу 209 00 Расчеты по ущербу и иным доходам
- 209 30 Расчеты по компенсации затрат
- 209 40 Расчеты по суммам принудительного изъятия
209 80 Расчеты по прочему ущербу 209 80 Расчеты по иным доходам
- 209 83 Расчеты по иным доходам
210 01 210 10 Расчеты по налоговым вычетам по НДС
- 210 11 Расчеты по НДС по авансам полученным
- 210 12 Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам
303 08 Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС -
- 401 60 Резервы предстоящих расходов
- 500 90 Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)
- 502 07 Принимаемые обязательства
504 00 Сметные (плановые) назначения 504 00 Прогнозные (плановые) назначения

Изменения в порядке ведения бухгалтерского учета

Первичные учетные документы

Законопроектом скорректированы положения п. 3 , 9 Инструкции №  157н , касающиеся принятия к учету и оформления первичных учетных документов. В частности, уточняется, что:

  • принять к бухгалтерском учету первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, можно только при условии, что они оформлены надлежащим образом лицами, ответственными за их оформление;
  • своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни, подписавшие эти документы. При этом поясняется, что лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Регистры бухгалтерского учета

Новыми абзацами, добавляемыми в п. 11 Инструкции №  157н , закрепляется возможность государственных (муниципальных) учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать в рамках учетной политики формы регистров бухгалтерского учета, если они не установлены органом, осуществляющим согласно законодательству РФ регулирование бухгалтерского учета (то есть не унифицированы).

При этом применение таких регистров в целях бухгалтерского учета разрешается при наличии в них всех обязательных реквизитов, к которым относятся:

  • наименование регистра;
  • наименование учреждения, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировки объектов бухгалтерского учета;
  • величины денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Копии регистров бухгалтерского учета, изъятых в соответствии с законодательством РФ, могут быть включены в состав документов бухгалтерского учета, если они заверены руководителем учреждения либо уполномоченным им лицом. На это указывает новый абзац, вводимый проектом в п. 17 Инструкции №  157н . В настоящее время согласно данному пункту предусмотрена лишь возможность снятия копий с изъятых документов. При этом порядок принятия таких копий в целях бухгалтерского учета не установлен.

Также в п. 18 Инструкции №  157н добавляются положения, связанные с правилами исправления электронных регистров бухгалтерского учета. Напомним, что ныне действующей редакцией указанного пункта установлен общий порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно изменениям, вносимым в данный пункт, указанный порядок в полной мере будет действовать и в отношении электронных регистров бухгалтерского учета. При этом отражение исправлений в электронных регистрах будет осуществляться лицами, ответственными за их ведение.

Рыночная (оценочная) стоимость

С принятием законопроекта понятие «рыночная стоимость», встречающееся сейчас в тексте Инструкции № 157н, будет заменено на понятие «оценочная стоимость». При этом смысл такого понятия не поменяется.

Так, согласно п. 25 Инструкции №  157н (с учетом изменений, вносимых законопроектом) под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случае невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Порядок установления оценочной стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей будет прописан в п. 23 Инструкции №  157н . Согласно новым абзацам, вносимым проектом в данных пункт, в отношении перечисленных активов оценочная стоимость определяется Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине (Гохраном) в порядке, установленном Минфином.

Кроме того, изменениями, вносимыми в п. 25 Инструкции №  157н , установлено, что по оценочной стоимости будут учитываться не только подаренные, но и другие безвозмездно полученные нефинансовые активы.

Основные средства

Консервация (расконсервация). Согласно изменениям, вносимым в п. 38 Инструкции №  157н , будет подробно рассмотрен порядок консервации (расконсервации) объектов основных средств.

Сообщается, что консервация объекта основных средств на срок более трех месяцев (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальную (балансовую) стоимость, сумму начисленной амортизации), а также сведения о причинах и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.

Консервация (расконсервация) объекта основных средств на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта без оформления бухгалтерских записей по соответствующим аналитическим счетам счета 0  101  00  000 «Основные средства».

Первоначальная стоимость. Планируется расширить перечень расходов, которые включаются в первоначальную стоимость основного средства. Помимо расходов, перечисленных сейчас в п. 47 Инструкции №  157н , в первоначальную стоимость основных средств также можно будет включать затраты по договору лизинга и сумму процентов по займам на приобретение (создание) основных средств.

Земельные участки - непроизведенные активы

С принятием законопроекта необходимо будет по‑новому учитывать земельные участки, закрепленные за учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Напомним, что в настоящее время такие объекты учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции №  157н ).

Согласно изменениям, вносимым проектом в п. 71 Инструкции №  157н , земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), будут учитываться на соответствующих аналитических счетах счета 103  00 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Соответственно, аналогичные положения, содержащиеся на данный момент в п. 333 Инструкции №  157н , с принятием законопроекта будут удалены.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Как было отмечено выше, планируется изменить название счета 209  00 (вместо ныне действующего наименования «Расчеты по ущербу имуществу» - наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам»). Кроме того, к имеющимся аналитическим счетам будут введены новые:

а) счет 209  30 «Расчеты по компенсации затрат»;

б) счет 209  40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

в) счет 209  83 «Расчеты по иным доходам».

Согласно п. 220 , 221 Инструкции №  157н (с учетом изменений, вносимых проектом) счет 209  00 будет предназначен для учета расчетов:

  • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
  • по суммам потерь от порчи материальных ценностей;
  • по другим суммам причинного имуществу учреждения ущерба, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контр-агентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ (в частности, при возникновении страховых случаев);
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц организации;
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек);
  • по иным ущербам, а также по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на аналитических счетах счета 205  00 «Расчеты по доходам».

Расчеты по вычетам НДС

Для учета расчетов по налоговым вычетам по НДС планируется ввести счет 210  10 с одноименным названием. Как упоминалось выше, данный счет заменит ныне действующий счет «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Стоит отметить, что группировка расчетов по вычетам НДС будет осуществляться в разрезе следующих аналитических счетов (п. 224 Инструкции №  157н с учетом изменений, вносимых проектом):

- 210  11 «Расчеты по НДС по авансам полученным». Данный счет предназначен для учета расчетов по суммам НДС с полученных предварительных оплат в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;

- 210  12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». На этом счете учитываются суммы НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленные и уплаченные учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Расчеты с прочими дебиторами

Как и раньше, расчеты с прочими дебиторами будут отражаться на счете 210  05 . При этом согласно изменениям, вносимым проектом в п. 235 Инструкции №  157н , учитываться на данном счете будут не только расчеты с дебиторами, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах Единого плана счетов, но и расчеты по следующим операциям:
  • предоставление обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечения исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • отражение в учете администраторами доходов ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством считается исполненной (согласно представленным декларациям, расчетам, иным документам).

Расчеты с прочими кредиторами

Изменениями, вносимыми в п. 281 Инструкции №  157н , уточняется предназначение счета 304  06 «Расчеты с прочими кредиторами». Планируется, что указанный счет будет применяться для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах Единого плана счетов, в том числе по операциям по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу):
  • при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения;
  • при изменении типа казенного учреждения на бюджетное или автономное;
  • при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное.

Резервы предстоящих расходов

С принятием законопроекта в Единый план счетов будет введен новый счет 401  60 «Резервы предстоящих расходов», а в Инструкции № 157н появится п. 302.1 о применении данного счета.

Так, в соответствии с этим пунктом счет 401  60 предназначен для отражения резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств), формируемых для оплаты:

а) расходных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, для оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т. д.);

б) расходных обязательств, возникших в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждения, изменении его структуры (создании или ликвидации филиалов, обособленных (структурных) подразделений, изменении видов деятельности);

в) расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке, включая взыскание пеней и штрафов, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также оплату судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию:

  • о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту;
  • предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
г) понесенных расходов, по которым своевременно не поступили расчетные документы (на коммунальные услуги, услуги связи);

д) в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.

Аналитический учет по счету 401  60 необходимо будет вести в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов.

Кроме того, согласно новому п. 302.1 Инструкции №  157н порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был создан.

Стоит отметить, счет 401  60 будет введен и в формы бухгалтерской отчетности. Соответствующие изменения к Инструкции №  33н уже подготовлены и размещены на сайте Минфина.

Санкционирование расходов

Изменения, подготовленные законопроектом, коснутся и порядка применения счетов по санкционированию расходов. В частности, планируется ввести дополнительные аналитические счета, например:
  • счет, предусматривающий санкционирование расходов на иной финансовый период, - счет 500  90 «Санкционирование на иные отчетные года (за пределами планового периода)». Напомним, что в настоящее время применяются счета для отражения санкционирования расходов в текущем году, а также на следующий год и плановый период (то есть еще на три года);
  • счет, устанавливающий отражение на нем принимаемых обязательств, - счет 502  07 «Принимаемые обязательства». Отметим, что к принимаемым обязательствам относятся обязательства, принятие которых планируется в соответствии с планом-графиком закупок. Учет принимаемых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения либо планирование изменений ранее принятых обязательств в текущем финансовом году, очередных финансовых годах, в том числе за пределами планового периода.

Забалансовый учет

Выше упоминалось о том, что согласно изменениям, внесенным проектом в правила ведения забалансового учета, не подлежат учету за балансом (на забалансовом счете 01 ) земельные участки, закрепленные за учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования. Помимо этого, поправки коснутся следующих забалансовых счетов:

02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На данном счете дополнительно планируется учитывать имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации) до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения);

04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Уточняется, что списание задолженности с указанного счета необходимо осуществлять на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Согласно положению, добавляемому в п. 349 Инструкции №  157н , при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с указанного забалансового счета;

17 «Поступление денежных средств на счета учреждения». Уточняется, что данный счет предназначен для учета поступлений денежных средств не только на банковские (лицевые) счета учреждений, но и в кассу;

18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Сообщается, что на данном счете будут учитываться выплаты, производимые не только с банковских (лицевых) счетов, но и из кассы учреждения;

30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Стоит отметить, что данный счет вводится впервые. Он предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий, осуществлении иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов). Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иных выплат.

Как видно из данной статьи, изменения, подготовленные законопроектом, затрагивают почти все разделы Инструкции № 157н. Некоторые из них носят уточняющий характер и устраняют имеющиеся несоответствия действующему законодательству РФ. Другие поправки являются значительными, например, меняются бухгалтерские счета, вводятся новые, а в некоторых случаях меняется сам подход к учету тех или иных фактов хозяйственной жизни. Подготовленные изменения планируется принять и внедрить в практику до конца 2014 года.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.