28.06.2023

Какие сигналы бедствия смогут привлечь наибольшее внимание. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. Подручные средства сигнализации


ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены

В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС—САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты.

Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому мы рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Следует не забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 152). Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета.

Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.

Способы оборудования сигнальных костров показаны на рис. 153.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии (рис. 154). Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют.

В крайнем случае можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. Следует помнить, что готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них надо расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры.

На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен (рис. 155).

Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками (рис. 156).

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. При этом они видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Хороший эффект для обнаружения местоположения дает использование сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, с расстояния 20 — 25 км.

Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из металлической пластины, отполировав ее с двух сторон. Дальность обнаружения сигнала будет зависеть от степени полировки поверхностей. В центре пластины надо сделать отверстие диаметром 5 — 7 мм. Через отверстие пластины надо наблюдать за появившимся самолетом (рис. 157).

После этого, не теряя из виду объект, следует поворачивать зеркало к солнцу. Найдя появившийся на лице или одежде солнечный луч (световой блик), надо, поворачивая зеркало, совместить отражение его на обратной стороне зеркала с отверстием. В положении, когда отраженный солнечный блик совместится с отверстием зеркала, световой сигнал направлен на самолет. Подача сигналов таким образом — занятие сложное и требует предварительной тренировки. Даже не видя и не слыша самолета, можно периодически пробегать световым «зайчиком» вдоль линии горизонта.

В качестве отражающей поверхности можно использовать имеющиеся под рукой отражающие материалы — жесть, металличе-

скую фольгу (в том числе и обертку от шоколада), обычное карманное зеркало. Если у пострадавших имеется достаточный запас фольги, то ее куски можно развесить на ветках дерева. Отражая солнечные лучи под разными углами, они будут издалека привлекать внимание спасателей. С этой же целью можно разложить куски фольги по склону холма. Фольгу перед этим надо слегка помять, создавая множество отражающих плоскостей, расположенных под разными углами.

Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица (рис. 158).

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его (перевернутый) рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником. Примеры оборудования знаков приведены на рис. 159.

При значительном снижении самолета можно подать знаки Международной авиационной аварийной жестовой сигнализации (рис. 160).

Ответы с воздушного судна могут быть следующими (рис. 161): Вас вижу — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.

Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.

Идите в указанном направлении — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.

Вас понял — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение

посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.

Вас не понял — полет «змейкой» или две красных ракеты.

Обозначьте направление посадки и место приземления — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы (рис. 162). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь.

При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором пострадавшие ушли. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

Всем туристам, и не только, хоть раз да может не повезти: отстал от группы, заблудился в лесу, сбился с маршрута, получил травму и не в состоянии самостоятельно передвигаться. Поэтому, каждому из Вас не мешало бы знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут Вам привлечь к себе внимания в чрезвычайной ситуации или даже распознать эти сигналы и оказать помощь другим.

Типы сигналов бедствия:

- Визуальные на открытой местности: отражение солнца от блестящей поверхности - «солнечный зайчик» может быть отражен от зеркала, фольги, конфетной обертки, консервной банки и т.д. Свет фонарика (ночью), вспышка фотоаппарата, огонь от костра (ночью), дым от костра (днем), сигнальная ракета, выложенные на земле знаки из веток или камней, развешанные по деревьям яркие вещи или пакеты.

- Визуальные на воде: разные красители, окрашивающие воду.

- Звуковые: свист (лучше, если есть свисток), выстрелы из огнестрельного или сигнального оружия, крик, и т.д.

- Радиосигналы: радиостанция (рация), мобильник, пеленгатор, и т.д.

Существуют универсальные сигналы бедствия. Для гор это сигнал типа 6-1, то есть, 6 коротких сигналов подряд, потом длинная пауза. Сигналы подаются любыми средствами, например, 6 коротких свистков, пауза, или 6 коротких бликов фонаря, пауза и т.д.

В других условиях (не в горах) применяется сигнал типа 3-1 (три коротких - пауза).

Для того, что бы Ваш сигнал был распознан как сигнал бедствия, он должен быть обязательно тройным – будь то, три блика фонарем, три свистка, три костра. Если сигналы динамические (свисток, фонарик, и т.д.), между ними нужно делать минутную паузу, а затем повторять их снова.

Сигнальные костры нужно разжигать в виде каких-либо фигур, а не как попало, при чем расстояние между ними должно быть около 30-50 метров. Международным сигналом бедствия будут распознаны костры выложенные три в одну линию , либо образующие треугольник правильной формы . В то же время 5 костров в виде буквы Т, будут означать безопасное место для посадки.

Для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в таблице ниже. Знаки выкладываются из подручных средств (веток, камней, вещей и т.д.). Их размер должен быть достаточно большим, для того, что б их было хорошо видно с воздуха.

Также существуют специальные сигналы, которые показывают руками пилотам спасателям (в руках желательно иметь яркие, хорошо заметные с воздуха, вещи):

1) Прошу взять на борт
2) Требуется техпомощь
3) Здесь удобно сесть
4) Всё в порядке
5) Вас понял, выполняю
6) Располагаю радиостанцией
7) Здесь садиться опасно
8) Не могу двигаться. Необходима медпомощь.
9) Готов принять вымпел, сообщение.
10) Да
11) Нет.

Международные сигналы - этообщепризнанные сигналы просьбы о помощи. Сигналы бедствия нужны для того, что бы сообщить, что людям или транспортному средству (чаще всего их передают корабли) требуется помощ или угрожает опасность. Сигналом бедствия, как уже было написано выше, может быть звуковой, радиосигнал, пиротехнический, световой или дымовой сигнал. Вот некоторые из них:

- SOS (...---...) с помощью азбуки Морзе передается так: 3 точки, 3 тире, 3 точки (три длинных сигнала – пауза – три коротких – пауза – три длинных). От английского "Спасите наши души (Save Our Souls). Именно эти буквы были общепризнанны из-за довольно легкой последовательности

- CQD (-.-.--.--..) В переводе санглийского "Приходите немедленно, опасность (Come Quickly, Danger!). Официальное его значение - "Всем постам, тревога!

Международные радиосигналы выглядят следующим образом:

- Mayday! Mayday! Mayday! (Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!) Повторяется три раза. С французкого переводится как (m"aidez) - помогите. Используют его при серьезной опасности.

- Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan (Пан-пан, пан-пан, пан-пан) Повторяется три раза. С французского переводится как (panne) - поломка. Используют его при менее серьезной опасности чем Mayday!

Международные морские сигналы бедствия:

Если Вы сами увидели сигнал о помощи, то нужно сделать все что в Ваших силах, что бы помочь попавшим в беду людям. К месту бедствия нужно отсылать самых опытных членов Вашей группы, так как случайные и необдуманные действия малоопытных могут привести к увеличению числа людей, которым нужна помощь. Оставшиеся члены группы должны подготовить «аварийный» лагерь: поставить палатки, разжечь костер, вскипятить воду, приготовить имеющиеся аптечки и установить сигналы бедствия вокруг лагеря.

ЗАПОМНИТЕ! Сигнал о помощи нужно подавать ТОЛЬКО в безвыходной ситуации, если есть реальная угроза жизни или здоровью людей!!!

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуманcпособ аварийной сигнализации -международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, - подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя - это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета ()

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе - способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе ()

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор. Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля - Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете.

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер - самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров ()

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick - «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger - «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD - «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Рис. 4. SOS - сигнал бедствия ()

С тех пор сигнал SOS является общепризнанным международным сигналом о бедствии, на этот крик о помощи должны откликаться все проходящие суда, которые его услышали.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым (рис. 5).

Рис. 5. Дым - хороший сигнал ()

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно. Зимой костры закрывают от снега лапником.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. Свист слышно в два-три раза дальше, чем крик. И свистом вы сможете отогнать диких животных.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка, обертка от шоколадки или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальное зеркало ()

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия (рис. 7).

Рис. 7. Международная система подачи сигналов бедствия ()

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д. Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Бутылочная почта

У многих писателей в книгах о путешествиях описывается то, как люди вылавливали из моря письмо в бутылке. До сих пор иногда используют бутылочную почту.

В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки герметизируют и бросают в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.

Результативность данного способа аварийного оповещения зависит от количества сброшенных в воду бутылок и их внешнего вида. Последний должен быть как можно более привлекательным, чтобы почтовую бутылку не приняли за бесполезный мусор. Наверное, проще всего этого добиться, если завернуть письмо в несколько денежных купюр, чтобы они просвечивали сквозь стекло (рис. 8).

Рис. 8. Бутылка с посланием ()

Текст сообщения лучше писать простым графитовым карандашом, а не чернильной ручкой, тогда даже при попадании внутрь бутылки воды текст не расплывется и останется читаемым.

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который примерно в 310 г. до н. э. бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода из Атлантического океана поступает в Средиземное море. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден на Сицилии.

С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты.

Если нет возможности развести костер, использовать сигнальную ракету или зеркало, при появлении поискового авиасредства надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерявшихся людей, попавших в экстремальную ситуацию, - при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства.

Сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Tatveteran.ru ().
  3. Youtube.com ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 7 на стр. 53. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Какой из сигналов бедствия можно использовать, если оказался зимой в лесу? Почему именно этот сигнал?
  3. * Придумайте, какие предметы подходят для подачи сигналов бедствия. Изобразите эти предметы.