31.08.2021

Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106


Вот и настал для меня этот долгожданный момент - пошли работы по двигателю. Двигатель давно просил ремонта, т.к имели место след. проблемы:

0:673

Расход масла (не дымила, но "жрала" неплохо… летело в сапун)
- Сапунил (повышенный выход картерных газов)
- Пониженная компрессия (по последним замерам - ниже 11)
- Пропала тяга (в горку с 2-мя пассажирами, переключался на пониженную)
- Плохо поддающиеся регулировки клапана, постоянный "звон"
- Периодические "левые" постукивания в двигателе на холостом
- Повышенный расход топлива (до 15л. летом в городе)

0:1424

Еще ряд проблем, такие как подтеки масла с поддона, немного продавившаяся прокладка ГБЦ и т.д. Одним словом, движок, признаться, я подзапустил. По совету коллег с работы, нашел мастера-токаря, который возьмется за основную работу: расточку, шлифовку, подгонку и сборку ШПГ. Так же будет ремонтироваться ГБЦ. На свои плечи возложил сборочно-разборочно-отмывочные работы. Был подготовлен гараж и яма, и дело сдвинулось. Было решено разобрать и скинуть с движка все по максимуму, чтобы осталось только блок выдернуть, вдвоем с помощником.

0:2404

Начал раскидывать… и первая серьезная проблема, с которой столкнулся: прикепел один болт головки, и я успешно сорвал с него грани (головка и трещотка FORCE - выдержали). Болт у меня на "12", с литой шайбой - самый неудачный вариант, как потом сказали. Пришлось высверливать, процесс нудный и долгий, т.к страх повредить головку - велик.

0:605 1:1110

Сорванный болт

1:1141

2:1646

Процесс высверливания

2:1691

Мусорил в головке изрядно, стружка летела прямо на клапана. Помогал магнит.

2:1832

3:2337 3:15

После долгих мучений - победа. Правда не без мелких косячков.

3:131

4:636

Головка снялась…

4:672

5:1177

В процессе разборки

5:1217

После того, как все "лишнее" снял и открутил, я с товарищем, практически без труда вытащил блок в сборе с поршневой - из моторного отсека, взявшись за него по обе стороны. Так же не пришлось откручивать и отодвигать КПП, только поддомкратить, чтобы не упала.

5:1686 5:1873

Снятие поддона картера - выявило сильный маслянные нагар, и забитую сетку маслонасосса - остатками герметика и прочим мусором.

5:2112

6:504

7:1009

Вот такая жуть

7:1039

Ну а после полной разборки, я потратил пару часов на отмывку блока и головки. На задачу, ушло изрядное количество PROFOAMa 1000, и бензина АИ-92

7:1289

В итоге - готовый блок и головка в сборе - для доставки к токарю, но это уже в следующий раз - во второй части.

7:1493

8:1998 8:14

Осмотр и дефектовка двигателя ВАЗ 2106

Кратко расскажу, последнюю информацию по идущему сейчас у меня капремонту двигателя моего авто.

8:269

Итак, двигатель (блок с ШПГ) был вытащен, разобран по максимуму и отмыт, то же самое было сделано и с ГБЦ.

8:460 8:713

Когда "железо" было доставлено, был этап осмотра и диффектовки со стороны мастера.

8:866

Вот что было выявлено:

8:910

- Поршневая на моем 06 блоке стоит "пятерошная" (с выемками под клапана) . И самая плохая новость - она уже последнего ремонта - 79,8 мм. Т.е. блок или менять, или гильзовать. Варианты расточки на 82, и прочих "форсировок" - мне не подходят.
Поэтому решено - гильзовать. Поршневая будет ставиться так же 05-ая, 79 мм.
Зеркало в цилиндрах без видимой выработки, но эллипсом - по нутромеру.

8:1603

- Коленвал имеет осевое биение выше допусков.
Поэтому имело место частичное наклонение шатунов и поршней еже с ними - в связи с чем, видимый износ вкладышей "по краям", и отчетливый "рисунок" прорыва газов вдоль поршня по бокам. Общее состояние вкладышей - удовлетворительное, продольных люфтов нет. Вкладыши уже стоят 0,50 размеров - везде.
Так же было выявлено, что имеется выработка на некоторых шейках КВ (видимо результат "правильной" эксплуатации бывших хозяев).

8:2462

Итог КВ - на шлифовку под 0,75 вкладыши.

8:72

- ГБЦ. Также выявлено ряд серьезных проблем. Большие масляные отложения, (видимо образовавшиеся в период, когда износились маслосъемные колпачки и масло горело.) Так же частично на некоторых клапанах - подгоревшая плоскость фаски.
Сами ножки клапанов и направляющие - в допуске. Люфта нет.

8:610

Износ рокеров и износ распредвала - видимый, но не критичный.
Скорее всего, это все будет меняться, и ставиться распредвал от 213-ой Нивы, как более широкий на подъем.

8:914

Будут устанавливаться новые клапана, маслосъемные.
Прирезаться сёдла под тройную фаску, притираться. Все вручную.

8:1128

Так же будет разворачиваться "кабанчик". Люфт у него в допуске.

8:1245

Масленый насос - стоит новый, для профилактики, заводская фрезерованная плоскость - прошлифуется.

8:1431

Плоскости ГБЦ и Блока - тоже будут шлифоваться.

8:1522

Ну вот как-то так, капитальный ремонт - так капитальный ремонт.

8:1641

Теперь жду новостей и корректировок от токаря.

8:1730

Спустя некоторое время (а точнее - неделю) мне позвонил токарь-мастер, и сказал, что все готово. Забрал все свои железяки. Полностью готовый блок цилиндров в сборе с ШПГ:

8:2102

9:504

Напомню, блок был расточен и загильзован, а также произведена хонинговка.

9:642

10:1147

Поршневая группа был поставлена - "Мотордеталь" от 2105, 79мм, т.е заводского размера.

10:1301

11:1806

Коленвал поставлен от 213-ой Нивы, б.у но в отличном состоянии - все шейки отшлифованы под 0,75 ремонт.

11:1990

12:2495

Мой старый КВ, был сильно покоцан и требовал шлифовки, но время на это - (до 5 суток) мне не подходило, отпуск кончался… а моя работа без машины - не работа.
Поэтому мастер предложил мне этот КВ от нивы, в обмен на мой. Я согласился.

12:420

Большим плюсом в пользу этого "колена", так же стало то, что уравновешен он лучше, благодаря 8-ми противовесам. (против 6 - у моего бывшего, 2103-ешного КВ).

12:697

Ко всему, для профилактики (да и чтобы все "за раз"), был отремонтирован - ПромВал ("Кабанчик, "Поросенок"). Развернулись новые втулки, "кабанчик" подогнался шлифовкой.

12:1000 12:1036

Голова так же была отремонтирована: Новые клапана, прирезка сёдел + их притирка к "клопам". Так же, были поставлены новые маслосъемные колпачки (сальники клапанов) - Corteco.

12:1348

13:1853

14:2358

15:504

ГБЦ, также, как и блок, была отшлифована на несколько "соток".

15:617

Маслонасос был подвержен шлифовки рабочей плоскости, с завода коя - лишь сфрезерованна. Мастер обусловил это, улучшением работы насоса, и повышением давления им создаваемым. Поверил на слово:-)

15:977

Ко всему - был куплен новый "грибок"

15:1046

16:1551

Т.к. мой распредвал не внушал своим состоянием доверия - было решено МЕНЯТЬ! Был приобретен рапсред от той же 213-ой нивы, как самый оптимальный и рекомендуемый в плане "базового" улучшения мотора.

16:1912

17:2417

18:504

Два шестигранника - признак 213-ого

18:571

В довесок - комплект рокеров с солдатиками от 214-ой нивы.

18:680

19:1185 19:1201

Ну, и чтобы грамотно отрегулировать и собрать механизм ГРМ - прикупил регулируемую (Разрезную) шестерню распредвала

19:1421

20:1926

Вроде как производитель Самара, но по внешнему виду похожа на "кооператив".

20:2066

Приступим к СБОРКЕ

20:39

С другом, ловко, почти с той же легкостью, что и снимали - воткнули блок на место:

20:189

21:694

Блок на месте

21:722 21:860

22:1365

Очередь за ГРМ:

22:1396

23:1901

Рокера на месте

23:1933

24:2438

Установка распредвала трудностей не вызвала. Вымерил все метки, отпустил вниз "солдатики" рокеров, выставил "разрезную" шестерню.

24:239

25:744

ГРМ собран

25:767

После сборки, отрегулировал клапана "по-дедовски", с помощью 0,15 - щупа, спецом купленного для этого. Делал все первый раз. Юзал "мурзилку".

25:1020

Пусть вас не смущает использование новый звезды только для рапсредвала… весь механизм ГРМ у меня новый…отходил совсем чуть-чуть. Менял его не так давно, на страницах БЖ можно найти соответствующую запись.

25:1401

Ближе к полуночи, мотор был собран, и подкапотка приобрела уже более-менее полноценный вид:

25:1571

26:2076

Залил все тех жидкости: тосол, масло. Погонял без свечей, стартером движок, пока не погасла лампочка давления масла… После вкрутил свечи, выставил на глаз зажигание… Завел – все работает! Проводил несколько раз основную притирку, заводя и глуша на определенной температуре.
Мотор грелся страшно, минута-две… и уже 90. Замкнул вентилятор двигателя напрямую, так и добрался до дома. Первые 5 км. были самые тяжелые)

26:755

На утро уже все было гораздо лучше. Поехал сразу же к карбюраторщику, отрегулировали ХХ, СО… УоЗ по стробоскопу. Стала работать почти идеально)

26:1020

На сегодня, на 14 ноября - пробег уже 500км . Обкатка идет полным ходом… езжу по работе много. Масло и ОЖ в норме, первые дни уходили понемногу… видимо заполнялись пустоты. Сейчас в норме. Масло чуть потемнело.

26:1401

Из положительного, что замечено сразу:

26:1477

Ровная и приятная работа движка, тихая работа ГРМ
- Хорошая тяга, на низах особенно (сравнивая с "ДО")
- Хорошая динамика (хотя более 2 - 2,5 тыс. не кручу пока)
- Расход топлива 11-12л. (и это на обкатке)

26:1845

Ну и особо радует давление "на горячую" при 1,5 - 2 тыс. об.

26:1950

27:2455

Раньше такого не было

27:42

Надеюсь, обкатка пройдет как полагается, без сюрпризов… и эти показатели еще улучшатся.

27:207

Ну а пока всем доволен) Продолжаю кататься и радоваться)

27:313

Напомню, машина встала на ремонт после 20 октября, и вышла на дорогу с "обновленным сердцем" 4 ноября. "Капиталка" сделана успешно, теперь во всю идет обкатка, приближающая машинку к заветному "косарю" километров:

27:837

28:1342

Сегодня нет идеи что-то снова долго мусолить и рассказывать, просто покажу, как и говорил, итоговую смету расходов на ремонт.

28:1573

С самого начала решил вести простенькую Excel табличку, где буду суммироваться все расходы. Вот что получилось в итоге:

28:1790

29:2295

Как видно, основную часть само собой составили: "Работа" и основные запчасти.

29:144

В чистом виде, это - 25500р ., грубо…

29:210

Запчасти брались в обычных магазинах города, в более-менее проверенных, а также кое-что и на рынке… Предпочтения особо ничему не отдавались. Интернет-магазины тоже обошел стороной, из-за недостатка времени. Поэтому, цены получились средние, на мой взгляд, для моего города… Так же по стоимости услуг мастера, ничего сказать не могу. Возможно, они и завышены, но выбирать не стал. Я видел вживую его работу, на примере иномарки коллеги - как говорится, "ездит, проблем не знает". И остановился на нем. Качество его работ, меня полностью устроило.

29:1201

Так же, я учитывал и все мелочи, в том числе и чистящие средства, перчатки потраченные и т.п. К тому же у меня не оказалось некоторых инструментов - пришлось покупать. Плюс, сильно подмят был поддон, тоже решил менять… краники сливные брал для удобства, ну и так далее.

29:1690

В общем, моя итоговая, официальная цифра - 27500 р. В реале же, около 30 000, т.к. по ходу были всякие разные мелочи, гайки… шпильки обломанные и т.п. Так же докупал часть инструмента, и приспособлений, типа - отцентровки диска сцепления, головок некоторых… Учел даже логистику по доставке мотора к токарю и прочие мелочи. Если сюда прибавить еще то масло, что в скором времени придется снова менять… и сопутствующее, то точно приблизимся к отметке в 30 "кусков". Поэтому, как-то так. Может, кому будет интересно, как инфо для "прикидки". Ну а для меня это, самое главное - полученный результат, а он есть, чему я очень рад.

29:2804

Надеюсь, вложенные средства оправдаются, и машинка хорошо послужит.

29:127

https://www.drive2.ru/l/2217329/, https://www.drive2.ru/l/2218492/, https://www.drive2.ru/l/2359468/, https://www.drive2.ru/l/2401656/

29:265

следующая статья.