Бомбардировщик Дб-3Ф и его экипаж. Именно на таком летели герои репортажа в начале войны.
Рано утром командир бомбардировщика дальнего действия капитан Рудевич получил приказание приготовить машину к полету, но без обычного груза бомб.
Тотчас же вокруг самолета началась напряженная работа. Маленький, коренастый стрелок радист Балалыкин деловито проверял оружие. Несмотря на свою молодость, он участвовал уже во второй войне,- впервые свои пулемёты старшина Балалыкин испробовал на финских самолётах.
Почему же не подвешивают бомбы?- удивленно спросил он.
На это почему-то нет приказания,-ответил Рудевич.
Пришел штурман капитан Дарелло. Оп занялся изучением погоды. Все обещало благоприятные условия для полета: облачность была хорошая, можно сколько угодно летать над вражеской территорией.
Я - подполковник Иванов. В мое распоряжение поступает ваш экипаж, -сказал он и, отведя людей в сторонку, изложил им задачу: самолёт должен летать над полем сражения как можно дольше, чтобы сверху получить общее представление о действиях на фронте наших войск и
о положении в тылу врага.
«Значит, в разведку», - разочарованно подумал Балалыкин и, как бы угадывая его мысли, подполковник предупредил:
При встречах с противником в воздухе боя не принимать. Все сделать для того, чтобы как можно больше видеть, что делается на земле.
Когда подполковник подробно проинструктировал экипаж, людям стало ясно, что полёт их - более ответственный, чем обычный боевой. И лица у всех стали строже, суровей, когда подполковник отверг предложение лететь с одним стрелком радистом. Вызвали младшего сержанта Башука.
Подполковник скептически оглядел молодого стрелка радиста - было видно, что Башук летит на выполнение боевого задания впервые.
Второй стрелок нам нужен для того, чтобы охранять машину с хвоста. Имейте в виду, что наш самолет одиночный, мы летим без сопровождения истребителей.
Выполним задачу, товарищ подполковник, - вдруг сказал Башук, и вышло это у него так искренне, горячо, что подполковник подумал: «Нет, паренек с огоньком».
В 7 часов утра самолет капитана Рудевича поднялся с аэродрома. Подполковник Иванов сидел в штурманской кабине, рядом с капитаном Дарелло. Он видел штурмана впервые, но уже за тот короткий срок, пока Дарелло наносил на карту маршрут, Иванов проникся невольным доверием к этому неказистому на вид человеку. Он делал все обстоятельно, вдумчиво, с глубоким знанием дела.
Работа же штурману предстояла большая: самолёт должен был хорошо маскироваться, лететь зачастую в облаках - слепым полётом, скрываясь от преследования вражеских истребителей, снова снижаться, чтобы разведывать поле боя.
Уже в первый час полета самолет попал под обстрел фашистской крупнокалиберной зенитки. Под самолётом поплыли чёрные дымки разрывов. Батарея, положив низкую очередь, стала бить выше, но Рудевич быстро поднялся еще выше и ушел из зоны обстрела. Штурман вёл самолет бережно, искусно ускользая от вражеских выстрелов.
Но вот появилась шестёрка «Мессершмиттов », по звену - справа и слева. Они начали преследовать наш самолёт. Капитан Рудевич, твердо выполняя приказ «не вступать в бой», нырнул в облака, и «Мессершмитты» остались с носом.
Советский разведчик уже несколько часов был в воздухе над фронтом. Грандиозная картина сражения открылась сверху. Подполковник Иванов видел огромные глубокие воронки, - следы наших авиабомб, перевернутые, исковерканные танки врага, трупы фашистов, густо покрывавшие поле, пылавшие леса и мосты у разбитых переправ противника. Чувство восхищения прекрасной работой наших лётчиков, громивших врага, испытывал подполковник, усердно записывая наблюдения.
На четвёртом часу полёта машина попала в грозовую тучу. Кругом непроглядные облака, дождь - ливень. Усилия капитана Рудевича заставить самолет набрать высоту не увенчались успехом - самолёт прижимало к земле, под ним уже мелькали вершины деревьев. Нужно садиться... Но внизу - враг. Садиться нельзя...
Приложите все усилия, чтобы набрать высоту, - приказал подполковник капитану Дарелло.
Началась напряженная борьба за каждый метр высоты. Моторы слабели, самолет не слушался рулей, но капитан Рудевич обладал
крепкой волей, и машина, сопротивляясь, медленно пошла вверх. Кое-как набрав высоту в 200 метров, слепым полётом пришли на свой аэродром, пролетев над фронтом и тылом врага около тысячи километров в течение четырёх часов.
На другой день погода «испортилась»: облака исчезли, небо было чистое. В одиночку лететь было опасно, поэтому самолет капитана Рудевича поднялся в воздух в сопровождении истребителей. Пролетая над позициями врага, истребители увидели на земле два звена «Мессершмнттов». Наши ястребки камнем ринулись вниз и с бреющего полета зажгли два вражеских истребителя. Остальные стали подниматься. Завязался воздушный бой.
Подполковник Иванов увидел двух фашистских истребителей, которые шли в атаку на наш самолёт с двух сторон. Это были маленькие, белые, с обрубленными крыльями машины, напоминающие белую моль. Летевший слева с близкой дистанции обстрелял наш самолёт из пушки. Осколки впились в ногу подполковника Иванова, но он не почувствовал боли, - все внимание его было поглощено картиной воздушного боя.
Наш тяжёлый бомбардировщик мужественно отбивался от наседавших на него вражеских истребителей. Силы были неравные, все преимущества на стороне врага. Наши сопровождающие ястребки были отвлечены в сторону другими фашистскими самолётами.
Бомбардировщик вступил в единоборство.
Стрелок-радист Балалыкин издалека следил за белой фашистской молью, летевшей в атаку на самолёт слева. И когда враг выпустил очередь из своей пушки, Балалыкин с той же дистанции в упор расстрелял врага. «Белая моль» вспыхнула и горящим факелом стала падать на землю. Всё это произошло так быстро, что вражеский лётчик не успел выпрыгнуть с парашютом.
Стрелок-радист Башук следил за врагом. Он заметил вражеский истребитель, заходивший с хвоста. Вот когда пригодился Башук, этот необстрелянный парень! Фашист подлетел на близкое расстояние, раздался сильный треск пушечной стрельбы, но в тот же миг Башук поймал его на мушку, и вторая «белая моль» окуталась пламенем.
Остальные враги, летевшие в атаку на наш самолёт, видя печальную участь двух своих лётчиков, отвернули в сторону, не приняв боя.
Кровь лила из пробитой ноги подполковника Иванова. Он кое-как забинтовал ногу полотенцем, которое случайно оказалось в полевой сумке, но кровь продолжала сочиться.
Я сейчас вас получше устрою, - заботливо сказал штурман Дарелло.
Он подтянул раненую ногу подполковника к потолку, чтобы уменьшить потерю крови. Так и летел подполковник Иванов, задрав одну ногу к потолку штурманской кабины. Было не очень удобно, но подполковник, забыв ранение, растроганно думал о штурмане капитане Дарелло.
На своем аэродроме приземлились с сильно поврежденным шасси. Сели благополучно. Из самолёта выскочил старшина Балалыкин. Осколками у него были изранены лицо, левый бок и бедро. Но ничего не чувствуя, он крикнул в радостном возбуждении:
Вот это всыпали! Вот так бы всегда бить эту сволочь!
Лицо Башука тоже было в крови, но и он счастливо улыбался, помогая товарищам вынести из машины раненого подполковника.
И от меня не ушёл! Видели, как я его угостил?! Видели?!
Да, видели, дорогой товарищ Башук! Вся страна видела ваш подвиг. Теперь в вашем экипаже нет не обстрелянных - только герои!
От редакции: судьба экипажа
Июль-август 1941 года. Лётчики 2-го авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии (будущий 47-й Гв. АПДР). Возможно, что здесь изображён кто-то из наших героев.
Командир
Гвардии майор Анатолий Сергеевич Рудевич, командир эскадрильи 2-го авиаполка дальней разведки, а затем лётчик 8-го гвардейского авиаполка дальнего действия, погиб в авиакатастрофе 24 марта 1943 года.
Штурман
Майор Родион Иванович Дарело прошёл всю войну. В 1941 году летал бомбить Берлин в экипаже знаменитого лётчика Михаила Васильевича Водопьянова. До 1943 года - штурман эскадрильи 746-го авиаполка дальнего действия, затем - начальник штаба 105-го вспомогательного авиаполка. Вышел в отставку в звании подполковника.
Родион Иванович Дарело награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями.
Родион Иванович Дарело
Стрелки-радисты
Воздушный стрелок-радист 47-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного командования Красной Армии гвардии старшина Марк Моисеевич Мошук погиб в воздушном бою 14 марта 1943 года. После боевого вылета на фоторазведку обороны немцев под Старой Руссой разведчик Ту-2 был атакован шестью истребителями Fw-190 и был сбит.
За мужество и профессионализм, проявленные в боевых вылетах, Марк Моисеевич Мошук награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
В 2015 году место падения этого Ту-2 было обнаружено поисковиками новгородской экспедиции «Долина» (). В результате поисковых работ были найдены останки трёх членов экипажа. Они были переданы командованию 47-го авиполка и были похоронены в месте его постоянной дислокации - городе Починок Смоленской области.
1942 год. Лётный состав группы капитана Столярова. Именно в его экипаже воевал М. М. Машук и скорее всего он есть на фотографии. А возможно и Егор Балалыкин.
Гвардии лейтенант Егор Семёнович Балалыкин прошёл путь от простого стрелка до начальника связи авиаэскадрильи 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова отдельного разведывательного авиаполка Главного командования. Во время боевых вылетов сбил 2 немецких самолёта. Командованием отмечался как высококлассный специалист своего дела.
За отвагу и мужество Егор Семёнович Балалыкин награждён двумя орденами Красного Знамени (один - за Финскую войну), орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Москвы».
Разведчик Пе-2Р 2-го АПДР ГК РККА (будущий 47-й Гвардейский АПДР). Лето-осень 1942-го года.
Разведчик МиГ-25РБ 47-го ГРАП. Наши дни.
Использованы материалы сайтов podvignaroda.ru, obd-memorial.ru, ptah57.livejournal.com и журнала «Авиация и космонавтика» (2008 год, №11).
тПЦДЕОЙЕ ЬЛЙРБЦБ
15 БЧЗХУФБ 1940 ЗПДБ ВПМШЫБС ЗТХРРБ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ МЕОЙОЗТБДУЛЙИ БЬТПЛМХВПЧ РТЙВЩМБ УРЕГЙБМШОЩН РПЕЪДПН ЙЪ мЕОЙОЗТБДБ ОБ УФБОГЙА рПТИПЧ рУЛПЧУЛПК ПВМБУФЙ, ЧВМЙЪЙ ЛПФПТПК ТБУРПМБЗБМУС МЕФОЙК МБЗЕТШ чПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ. ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ ОБН ЧЩДБМЙ ЛХТУБОФУЛХА ЖПТНХ Й ЪБЮЙФБМЙ РТЙЛБЪ П ЪБЮЙУМЕОЙЙ Ч БЧЙБЫЛПМХ.
ч ПЛФСВТЕ МЙЮОЩК УПУФБЧ ЫЛПМЩ РЕТЕЫЕМ ОБ ЪЙНОЙЕ ЛЧБТФЙТЩ Ч УФБТЩЕ бТБЛЮЕЕЧУЛЙЕ ЛБЪБТНЩ Ч УЕМЕ уЕМЙЭЕ юХДПЧУЛПЗП ТБКПОБ мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. б Ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РП РТЙЛБЪХ ЛПНБОДПЧБОЙС ЛХТУБОФЩ РПЗТХЪЙМЙ ЧУЕ ЙНХЭЕУФЧП ЫЛПМЩ Ч ЦЕМЕЪОПДПТПЦОЩЕ ЬЫЕМПОЩ Й ОБРТБЧЙМЙУШ ОБ АЗП-ЧПУФПЛ, ОБ оЙЦОАА чПМЗХ.
фБЛБС РЕТЕДЙУМПЛБГЙС НПЗМБ ЙНЕФШ ДЧЕ РТЙЮЙОЩ. чП-РЕТЧЩИ, ОБ ъБРБДЕ ХЦЕ ВХЫЕЧБМП РМБНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. жБЫЙУФУЛБС зЕТНБОЙС ХУЙМЕООП ЗПФПЧЙМБУШ Л ОБРБДЕОЙА ОБ ОБЫХ тПДЙОХ, УЛТЩФОП УПУТЕДПФПЮЙЧБС УЧПЙ ЧПКУЛБ ЧДПМШ ОБЫЙИ ЗТБОЙГ. пУПВЩЕ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПЕООЩЕ ПЛТХЗБ ХУЙМЙЧБМЙУШ ПФДЕМШОЩНЙ ЮБУФСНЙ Й УПЕДЙОЕОЙСНЙ. ч ФБЛПК ФТЕЧПЦОПК Й ОБРТСЦЕООПК ПВУФБОПЧЛЕ ЧПЕООЩЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС ГЕМЕУППВТБЪОП ВЩМП РЕТЕЧЕУФЙ Ч ЗМХВШ УФТБОЩ. чП-ЧФПТЩИ, НПЗ ВЩФШ ХЮФЕО ЖБЛФПТ ЛТБКОЕ ОЕХУФПКЮЙЧПК РПЗПДЩ Ч мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. ч УЧСЪЙ У ОЕВМБЗПРТЙСФОЩНЙ НЕФЕПХУМПЧЙСНЙ РПМЕФЩ У ЛХТУБОФБНЙ Ч ЛПОГЕ 1940 ЗПДБ РТПЧПДЙМЙУШ ОЕТЕЗХМСТОП Й ЮБУФП РТЕЛТБЭБМЙУШ ЙЪ-ЪБ ТЕЪЛПЗП ХИХДЫЕОЙС ЧЙДЙНПУФЙ Й ПУБДЛПЧ. ч УФЕРОЩИ ЦЕ ТБКПОБИ оЙЦОЕК чПМЗЙ РПЗПДБ ЪЙНПК Й МЕФПН, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЕЪПВМБЮОБС ЙМЙ НБМППВМБЮОБС. л ФПНХ ЦЕ ТБЧОЙООБС НЕУФОПУФШ РПЪЧПМСМБ ЙНЕФШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПУОПЧОЩИ Й ЪБРБУОЩИ БЬТПДТПНПЧ, Б ФБЛЦЕ РПУБДПЮОЩИ РМПЭБДПЛ.
рПУЕМПЛ, Ч ЛПФПТПН НЩ ПУФБОПЧЙМЙУШ, ФБЛЦЕ ПЛБЪБМУС ЧТЕНЕООЩН НЕУФПН РТЕВЩЧБОЙС ЫЛПМЩ. рПУМЕ ЧЕТПМПНОПЗП ОБРБДЕОЙС ОБ ОБЫХ УФТБОХ ЖБЫЙУФУЛПК зЕТНБОЙЙ ОБЮБМБУШ ЬЧБЛХБГЙС РТПНЩЫМЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ХЮТЕЦДЕОЙК Й ЧПЕООЩИ ХЮЕВОЩИ ЪБЧЕДЕОЙК Ч ЧПУФПЮОЩЕ ТБКПОЩ УФТБОЩ. оБ ОБЫЙ БЬТПДТПНЩ РТЙМЕФЕМЙ ЬУЛБДТЙМШЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК лБЮЙОУЛПК ЧПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ, Б ОБЫХ ЫЛПМХ РЕТЕВБЪЙТПЧБМЙ ЕЭЕ ДБМШЫЕ ОБ ЧПУФПЛ - ОБ УФБОГЙА юЕВЕОШЛЙ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Й ДБМЙ ЕК ОБЪЧБОЙЕ 3-С юЛБМПЧЕЛБС ЧПЕООБС БЧЙБГЙПООБС ЫЛПМБ РЙМПФПЧ (ючбыр).
ьФХ ЫЛПМХ С Й ПЛПОЮЙМ Ч ЙАМЕ 1942 ЗПДБ. чУЕН ЕЕ ЧЩРХУЛОЙЛБН ВЩМП РТЙУЧПЕОП ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ.
вПМШЫХА ЗТХРРХ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ 3-К ючбыр ОБРТБЧЙМЙ Ч 27-А ЪБРБУОХА БЧЙБГЙПООХА ВТЙЗБДХ (ъбв) ДМС ПВХЮЕОЙС ДОЕЧОЩН Й ОПЮОЩН РПМЕФБН ОБ ФСЦЕМЩИ ДБМШОЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБИ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОЩИ ЬЛЙРБЦЕК.
ч 43-Н ЪБРБУОПН БЧЙБРПМЛХ ЬФПК ВТЙЗБДЩ ЙЪ РТЙВЩЧЫЙИ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ МЕФЮЙЛПЧ, ЫФХТНБОПЧ, ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ-ТБДЙУФПЧ Й ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ ВЩМЙ УЖПТНЙТПЧБОЩ ВПЕЧЩЕ ЬЛЙРБЦЙ.
ч ЬЛЙРБЦ, ЛХДБ НЕОС ОБЪОБЮЙМЙ ЛПНБОДЙТПН, ЧПЫМЙ: ЫФХТНБО УЕТЦБОФ чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ, ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ-ТБДЙУФ УФБТЫЙОБ УЧЕТИУТПЮОПК УМХЦВЩ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ Й ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. еУМЙ РТПУМЕДЙФШ УПУФБЧ ЬЛЙРБЦБ РП ЪЧБОЙСН, ЧУРПНОЙЧ, ЮФП ЛПНБОДЙТПН ЕЗП ВЩМ УЕТЦБОФ, ФП РПМХЮБЕФУС ДПЧПМШОП УФТБООБС ЛБТФЙОБ. оП ФБЛПЧ ВЩМ РТЙЛБЪ оБТЛПНБФБ ПВПТПОЩ - ЙЪ БЧЙБЫЛПМ РЙМПФПЧ Й ЫФХТНБОПЧ ЧЩРХУЛБФШ Ч ЪЧБОЙЙ УЕТЦБОФ, ИПФС РТЙ РПУФХРМЕОЙЙ Ч ЫЛПМХ ОБН ЗПЧПТЙМЙ, ЮФП ЧЩРХУЛБФШ ВХДХФ МЕКФЕОБОФБНЙ.
уБНЩН УФБТЫЙН Ч ЬЛЙРБЦЕ РП ЧПЪТБУФХ Й ЪЧБОЙА ВЩМ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ. пО ТПДЙМУС Ч 1918 ЗПДХ Ч пМЕОЙОУЛПН ТБКПОЕ лБМЙОЙОУЛПК ПВМБУФЙ. дП ЧПКОЩ ПФУМХЦЙМ УТПЮОХА УМХЦВХ, МЕФБМ ОБ УБНПМЕФБИ УФТЕМЛПН-ТБДЙУФПН. ъБФЕН ПУФБМУС ОБ УЧЕТИУТПЮОХА. уПЧЕТЫЙЧ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ФТЕОЙТПЧПЮОЩИ РТЩЦЛПЧ У РБТБЫАФПН, чБУЙМЙК РПМХЮЙМ ЪЧБОЙЕ «рБТБЫАФЙУФ-ЙОУФТХЛФПТ».
ч 43-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ УФБТЫЙОБ уПТПЛПДХНПЧ РТЙВЩМ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЧПЪДХЫОПЗП УФТЕМЛБ-ТБДЙУФБ. ьФП ВЩМ РТЕЛТБУОПК ДХЫЙ ЮЕМПЧЕЛ. чОЙНБФЕМШОЩК, ЮХФЛЙК ЛП ЧУЕН Й ПЮЕОШ УЛТПНОЩК. лБЛ ТБДЙУФ ВПМШЫПК НБУФЕТ УЧПЕЗП ДЕМБ.
чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ Й бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. пДЙОБЛПЧЩЕ РП ЧПЪТБУФХ, ОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ. чПМПДС ЬОЕТЗЙЮОЩК, ЙОПЗДБ ТЕЪЛЙК Й ЧУРЩМШЮЙЧЩК. уБЫБ ЦЕ, ОБПВПТПФ, УРПЛПКОЩК, ДБЦЕ ОЕНОПЗП ЖМЕЗНБФЙЮОЩК. лБЪБМПУШ, ОЙЮФП ОЕ НПЦЕФ ЧЩЧЕУФЙ ЕЗП ЙЪ ТБЧОПЧЕУЙС.
чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ ТПДЙМУС 8 ЖЕЧТБМС 1922 ЗПДБ Ч УЕМЕ оПЧБС дБОЙМПЧЛБ бЛЙНПЧУЛПЗП ТБКПОБ ъБРПТПЦУЛПК ПВМБУФЙ Ч УЕНШЕ ЛТЕУФШСОЙОБ. пЛПОЮЙМ 9 ЛМБУУПЧ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й РПУФХРЙМ Ч РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК ФЕИОЙЛХН Ч ЗПТПДЕ ъБРПТПЦШЕ.
ч ПЛФСВТЕ 1940 ЗПДБ ВЩМ РТЙЪЧБО Ч БТНЙА. ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УМХЦЙМ ТСДПЧЩН ВПКГПН ЗТБОБФПНЕФЮЙЛПН Ч НПФПНЕИБОЙЪЙТПЧБООПН РПМЛХ Ч вЕМПУФПЛЕ. ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РПУМЕ РТПИПЦДЕОЙС НЕДЙГЙОУЛПК ЛПНЙУУЙЙ ЛБЛ ЙНЕАЭЙК УТЕДОЕЕ УРЕГЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Ч фБЫЛЕОФУЛХА БЧЙБГЙПООХА ЫЛПМХ УФТЕМЛПЧ-ВПНВБТДЙТПЧ. пЛПОЮЙМ ЕЕ МЕФПН 1942 ЗПДБ, РПМХЮЙМ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ Й УТБЪХ ЦЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО ДМС ДБМШОЕКЫЕЗП ПВХЮЕОЙС Ч рЕТЧХА ЧЩУЫХА ЫЛПМХ ЫФХТНБОПЧ Й МЕФЮЙЛПЧ БЧЙБГЙЙ ДБМШОЕЗП ДЕКУФЧЙС. рТПЫЕМ ЛХТУ ПВХЮЕОЙС УБНПМЕФПЧПЦДЕОЙА Й ВПНВПНЕФБОЙА. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙВЩМ Ч ЪБРБУОПК БЧЙБРПМЛ. чПМПДС ВЩМ НПМПДЩН, ОП ПЮЕОШ УРПУПВОЩН ЫФХТНБОПН.
бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО РТЕЦДЕ УМХЦЙМ РПНПЭОЙЛПН ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ Ч ВБФБМШПОЕ ПИТБОЩ. уМХЦВБ УРПЛПКОБС Й ОЕПВТЕНЕОЙФЕМШОБС. оП уБЫБ ИПФЕМ УФБФШ ЧПЪДХЫОЩН ВПКГПН. лПНБОДПЧБОЙЕ ХДПЧМЕФЧПТЙМП ЕЗП РТПУШВХ Й ОБРТБЧЙМП Ч МЕФОХА ЮБУФШ. чРЕТЧЩЕ Ч ЧПЪДХИ ПО РПДОСМУС Ч УПУФБЧЕ ОБЫЕЗП ЬЛЙРБЦБ Й ДПЧПМШОП ВЩУФТП ПУЧПЙМУС У ЧПЪДХЫОПК ПВУФБОПЧЛПК, УП УЧПЙНЙ ОПЧЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ. чП ЧУЕИ ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФБИ ПО СЧМСМУС ОБДЕЦОЩН ЪБЭЙФОЙЛПН ЬЛЙРБЦБ.
уБНЩН НПМПДЩН Ч ЬЛЙРБЦЕ ВЩМ ЛПНБОДЙТ ЛПТБВМС. оП, ЮЕУФОП ЗПЧПТС, С ОЙ ТБЪХ ЬФПЗП ФБЛ Й ОЕ РПЮХЧУФЧПЧБМ. нЩ УТБЪХ ЦЕ ОБЫМЙ ПВЭЙК СЪЩЛ, ВЩУФТП УТБВПФБМЙУШ, ЧУЕЗДБ Й ЧЕЪДЕ УФБТБМЙУШ ДЕТЦБФШУС ЧНЕУФЕ. рПМХЮЙМУС ИПТПЫЙК, УРБСООЩК, РП-ОБУФПСЭЕНХ ДТХЦОЩК ЛПНУПНПМШУЛЙК ВПЕЧПК ЬЛЙРБЦ.
йЪХЮЙЧ ЧУЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ ДЙУГЙРМЙОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЛПОЕЮОП, ЛПОУФТХЛГЙА Й РТБЧЙМБ ЬЛУРМХБФБГЙЙ УБНПМЕФБ, ЕЗП ПВПТХДПЧБОЙС Й ДЧЙЗБФЕМЕК, НЩ РТЙУФХРЙМЙ Л РПМЕФБН (ФЕРЕТШ ХЦЕ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОПЗП ЬЛЙРБЦБ) ОБ РЕТЕИПДОПН УБНПМЕФЕ дв-ъб (ДБМШОЙК ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ, ЙМЙ РТПУФП «БООХЫЛБ», ЛБЛ ЕЗП МАВПЧОП ОБЪЩЧБМЙ МЕФЮЙЛЙ). рЕТЕИПДОЩН ПО ВЩМ РПФПНХ, ЮФП РПУМЕ ОЕЗП ОБН РТЕДУФПСМП ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ, ОБ ЛПФПТПН ЬЛЙРБЦ ВХДЕФ ЧПЕЧБФШ. нПЦОП ВЩМП, ТБЪХНЕЕФУС, ПВХЮБФШ ОБУ УТБЪХ ОБ ВПЕЧЩИ УБНПМЕФБИ. оП ЙИ, Л УПЦБМЕОЙА, ФПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ИЧБФБМП.
«бООХЫЛЙ» ДБЧОП ХЦЕ ЧЩТБВПФБМЙ УЧПК ТЕУХТУ. ьФП ВЩМП ЪБНЕФОП ДБЦЕ РП ЙИ ЧОЕЫОЕНХ ЧЙДХ. ъБЛМЕРЛЙ, ЛПФПТЩЕ ЛТЕРСФ ДАТБМЕЧХА МЕОФХ, ЪБЛТЩЧБАЭХА УФЩЛ ГЕОФТПРМБОБ У ЛТЩМПН, РПЮФЙ ЧУЕ УТЕЪБМЙУШ. лТЩМП ЙЪ-ЪБ ЬФПЗП ЙНЕМП ВПМШЫХА БНРМЙФХДХ ЛПМЕВБОЙК РТЙ ТХМЕОЙЙ РП ЗТХОФХ. уПЪДБЧБМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП ПОП РМПИП ЪБЛТЕРМЕОП Й ЧПФ-ЧПФ ПФЧБМЙФУС. лБВЙОБ ЫФХТНБОБ РПЮФЙ РПМОПУФША ВЩМБ ЪБДЕМБОБ ЖБОЕТПК, Й НЕЦДХ ПФДЕМШОЩНЙ ЕЕ МЙУФБНЙ Й ТБНЛПК ЧЙДОЕМЙУШ ВПМШЫЙЕ ЭЕМЙ. рПЬФПНХ Ч РПМЕФЕ ЛБЛ ЫФХТНБОБ, ФБЛ Й УЙДСЭЕЗП ЪБ ОЙН МЕФЮЙЛБ РТПДХЧБМП ЧУЕЗДБ ДПЧПМШОП ПУОПЧБФЕМШОП. оЙЛБЛПК РЕТЕЗПТПДЛЙ НЕЦДХ ОБЫЙНЙ ЛБВЙОБНЙ ОЕ ВЩМП. ъЙНПК, ЮФПВЩ ОЕ ПВНПТПЪЙФШ МЙГП, РТЙИПДЙМПУШ МЕФБФШ Ч НЕИПЧЩИ НБУЛБИ.
оП, ОЕУНПФТС ОЙ ОБ ЮФП, НЩ ЧЕТЙМЙ Ч ОБДЕЦОПУФШ ОБЫЕК ФЕИОЙЛЙ Й РТПДПМЦБМЙ ВЕЪ УТЩЧПЧ Й МЕФОЩИ РТПЙУЫЕУФЧЙК ЧЩРПМОСФШ РТПЗТБННХ РПМЕФПЧ.
чОБЮБМЕ НЩ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ ЧЙЪХБМШОПЗП РПМЕФБ РП ЛТХЗХ: ЧЪМЕФ, ОБВПТ ЧЩУПФЩ, ТБЪЧПТПФЩ, ЗПТЙЪПОФБМШОЩК РПМЕФ, ЪБИПД ОБ РПУБДЛХ, РПУБДЛБ. ъБФЕН ФТЕОЙТПЧБМЙУШ Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ТБЪЧПТПФПЧ ОБ ЪБДБООЩК ЛХТУ, УРЙТБМЕК Й ЧЙТБЦЕК. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙУФХРЙМЙ Л ПВХЮЕОЙА РПМЕФБН РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ. ьФП ВЩМ ДПЧПМШОП УМПЦОЩК, ОП ОЕПВИПДЙНЩК ЧЙД РПДЗПФПЧЛЙ. вЕЪ ПУЧПЕОЙС РПМЕФПЧ РП РТЙВПТБН П РПМЕФБИ ОПЮША Й ДОЕН - Ч УМПЦОЩИ НЕФЕПХУМПЧЙСИ - ОЕЮЕЗП ВЩМП Й НЕЮФБФШ.
рПУМЕ ХУРЕЫОПЗП ПЛПОЮБОЙС РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС ОБ УБНПМЕФЕ дв-ъб НОЕ Й ЫФХТНБОХ чПМПДЕ лХМБЛПЧХ ВЩМП РТЙУЧПЕОП ПЮЕТЕДОПЕ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ. оБЫ ЬЛЙРБЦ Ч РПМОПН УПУФБЧЕ РЕТЕЧЕМЙ Ч 7-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ 27-К ЪБРБУОПК БЧЙБВТЙЗБДЩ. ъДЕУШ НЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ дв-ъж, ОБ ЛПФПТПН Ч ДБМШОЕКЫЕН РТЕДУФПСМП ЗТПНЙФШ ЧТБЗБ.
вПНВБТДЙТПЧЭЙЛ дв-ъж (ЮЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЕЗП УФБМЙ ОБЪЩЧБФШ йМ-4 Ч ЮЕУФШ ЗЕОЕТБМШОПЗП ЛПОУФТХЛФПТБ у. йМШАЫЙОБ) СЧМСМУС ХМХЮЫЕООПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК УБНПМЕФБ дв-ъб Й НБМП ЮЕН ПФМЙЮБМУС ПФ ОЕЗП ЛБЛ РП ПВПТХДПЧБОЙА, ФБЛ Й РП ФЕИОЙЛЕ РЙМПФЙТПЧБОЙС. рПЬФПНХ ПЮЕТЕДОПЕ РЕТЕХЮЙЧБОЙЕ РТПЫМП ДПЧПМШОП ВЩУФТП Й ВЕЪ ПУПВЩИ ФТХДОПУФЕК.
рТЙ ФПК РПДЗПФПЧЛЕ, ЛПФПТХА ОБН ДБМЙ РПМЕФЩ РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ ДОЕН, РПМЕФЩ ОПЮША ВПМШЫПК УМПЦОПУФЙ ОЕ РТЕДУФБЧМСМЙ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ЧЩЧПЪОЩИ Й ЛПОФТПМШОЩИ РПМЕФПЧ У ЙОУФТХЛФПТПН ЧУЕ ЬЛЙРБЦЙ ОБЮБМЙ МЕФБФШ ОПЮША УБНПУФПСФЕМШОП. лБЛ ЧУЕЗДБ, ЧОБЮБМЕ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ РПМЕФБ РП ЛТХЗХ, ЪБФЕН Ч ЪПОХ Й ОБ НБТЫТХФ. оБ ЪБЛМАЮЙФЕМШОПН ЬФБРЕ ПВХЮЕОЙС РТЕДХУНБФТЙЧБМЙУШ ДМЙФЕМШОЩЕ - РП 6-8 ЮБУПЧ - НБТЫТХФОЩЕ РПМЕФЩ ОПЮША У ВПНВПНЕФБОЙЕН ОБ ДЧХИ РПМЙЗПОБИ.
оБЫ ЬЛЙРБЦ ХУРЕЫОП ЧЩРПМОЙМ ЧУА РТПЗТБННХ РПДЗПФПЧЛЙ Ч УБНЩК ЛПТПФЛЙК УТПЛ. оБДП ВЩМП ФПТПРЙФШУС. ыМБ ЧПКОБ, Й ЧУЕ НЩ УРЕЫЙМЙ УЛПТЕЕ РПРБУФШ ОБ ЖТПОФ.
ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанок,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.
Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.
В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.
С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.
С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».
С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.
С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.
С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.
В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок -старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.
С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-
штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.
В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.
Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.
В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.
Командование школы;
с 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;
с 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;
с 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;
с 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;
с 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;
с 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;
с 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;
с 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;
с 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;
с 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;
с 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;
с 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.
Привожу две цитаты, из которых можно выяснить, что эта школа за всю свою историю несколько раз передислоцировалась и называлась по разномуУважаемый Ас ночных полетов!
Хотел поблагодарить за труд и уточнить, что в Канске школа называлась 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР) .Существовала более 50 лет. Был курсантом в 1972 году. Написал её полное имя, поскольку в воспоминаниях бывших воспитанников встречаются только восторженные и добрые воспоминания...И еще...
ИСТОРИЯ БЫВШЕЙ КАНСКОЙ ШКОЛЫ ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ
В соответствии с планом мероприятий по Военно-Воздушным Силам Киевского военного округа в 1935 году при скоростной бомбардировочной бригаде начала формироваться Школа воздушных стрелков-радистов, которая к марту 1936 года была окончательно укомплектована. Место первоначальной дислокации - г. Белая Церковь Киевской области.
Вопросами комплектования школы занимались: начальник школы - майор Куропятников, комиссар школы ст. политрук Кулик и начальник учебной части капитан Башлыков. С 1937 по 1939 год школа находилась в подчинении Авиационной базы ВВС Киевского Особого военного округа. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов».
С марта 1941 года она переводится на штат, по которому постоянный состав школы состоял из 106 человек. Из них: офицеров - 53, сержантов и рядовых - 68 и переменного состава - 500 человек.
С февраля 1942 года школа стала именоваться «Школой воздушных стрелков-радистов ВВС Красной Армии». Кроме ВСР предусматривалась подготовка наземных радиотелеграфистов.
С февраля 1943 года школа переводится на штат, по которому в ней готовится только один профиль - ВСР в количестве 350 человек, с прохождением летной практики в училище. Особая ответственность за подготовку авиационных специалистов легла на часть в годы Великой Отечественной войны. За годы войны в части подготовлено 4159 воздушных стрелков-радистов. 698 - воздушных радистов, 250 механиков по авиавооружению, 692 наземных радио-, телеграфиста. За мужество и героизм, проявленные в боях, нескольким выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
С декабря 1945 года школа стала именоваться «Военной авиационной школой воздушных стрелков-радистов ВВС». В это время здесь был создан политический отдел, учебно-летная часть и одна авиационная эскадрилья, состоящая из самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-10 и Ли-2. С 1946 года проведение летной практики курсантов было организовано непосредственно в школе.
С ноября 1948 года школе присвоено условное наименование «Войсковая часть 30185».
С января 1949 года в учебно-летной части школы вместо классов введены циклы: ВСП, СБВ, радиосвязи, РТО и СЭД. В авиаэскадрилье увеличены звенья самолетов-лабораторий Ли-2 и боевых самолетов Ту-2, а также самолетов-буксировщиков конусов Ил-10. Всего увеличено на 22 самолета. Расширена ТЭЧ авиаэскадрилий и увеличено количество курсантов до 830 человек.
С июня 1952 года школа состояла из: учебного смешанного авиационного полка в составе двух авиаэскадрилий самолетов-лабораторий Ли-2 и одной эскадрильи боевых самолетов Ил-28 и МиГ-15; отдела учебно-летной подготовки; трех батальонов курсантов воздушных стрелков-радистов; батальона аэродромно-технического обеспечения.
С марта 1953 года в школе образовано 4 учебных батальона курсантов. С августа 1954 года из штата части исключен цикл СЭД.
В октябре 1956 года образован 662-й учебный авиационный полк (войсковая часть 15435) со своим штабом, партполитаппаратом и службами в составе 4 учебных авиаэскадрилий, самолетов-лабораторий Ли-2 и двух звеньев самолетов Як-11.
В этом же году образован батальон аэродромно-технического обеспечения (войсковая часть 15481) со своим штабом, партполитаппаратом и службами тыла.
В соответствии с Законом Верховного Совета СССР от 15 ноября 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил» с 1961 года подготовка воздушных стрелков-радистов для транспортной авиации и командиров огневых установок - старших воздушных радистов для дальней авиации возложена на Военную авиационную школу воздушных стрелков-радистов.
Самоотверженный труд офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по подготовке младших авиационных специалистов, как во время войны, так и в послевоенное время, был высоко оценен правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 года «За большие заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50-летием СА и ВМФ» часть награждена орденом Боевого Красного Знамени.
С 15 января 1964 года, в соответствии с Директивой Главного штаба ВВС от 31 октября 1963 года, школа переведена на новую организационно-штатную структуру. Курсантские подразделения стали именоваться циклами-батальонами курсантов. Введены штатные должности инструкторов - зам. командиров взводов. Командование учебными подразделениями возложено: батальонами - на начальников циклов, учебными ротами - на старших преподавателей, учебными взводами – на преподавателей.
В сентябре 1978 года сформирован дивизион связи и РТО.
Личный состав школы (в основном, в/ч 15435 - полк) принимал участие в афганской войне. Награждены: орденом Красной Звезды - майор А. В. Макеев, капитан А. Б. Кульков, капитан В. А. Евсюков, майор А. П. Спиридонов; орденом «За службу Родине в ВС» III степени - капитан Ю. М. Шаповалов, майор П. Е. Косарев, капитан А. А. Ельницкий; медалью «За боевые заслуги» - капитан С. М. Юрченко, ст. прапорщик В. И. Зиля и многие другие. Погиб экипаж майора В.В. Косоловича. В память воинам, не вернувшимся с афганской войны, построен первый в Сибири мемориал.
В соответствии с директивой Главного штаба ВВС от 28 февраля 1989 года военная авиационная Краснознаменная школа воздушных стрелков-радистов с 29 марта 1990 года переформирована в учебный Краснознаменный центр ВВС, школа прапорщиков расформирована и включена в этот же центр. В штат центра входят части обеспечения: учебный авиаполк, ОБАТО, ОБС и РТО.
В соответствии с директивой штаба ВВС от 10 марта 1990 года учебный Краснознаменный центр ВВС, ОБАВТО ОБС и РТО выведены из состава ВВС СибВО и переданы в центр боевого применения и переучивания летного состава ДА (Рязань).
Сокращения коснулись и учебного авиацентра. С 1995 года остался только полк, ОБАТО, ОБС и РТО.
Командование школы;
С 1935 по 1937 гг. - майор Куропятников;
С 1937 по 1940 гг. - воентехник I ранга Томилин;
С 1941 по 1946 гг. - капитан Иван Васильевич Сергеев;
С 1946 по 1954 гг. - генерал-майор авиации Павел Егорович Багаев;
С 1954 по 1960 гг. - гвардии полковник Николай Андреевич Тортор;
С 1960 по 1966 гг. - полковник Иван Алексеевич Воробьев, дважды Герой Советского Союза;
С 1966 по 1974 гг. - полковник Михаил Георгиевич Рокицкий;
С 1974 по 1976 гг. - подполковник, затем полковник Владимир Петрович Стрельцов;
С 1976 по 1979 гг. - майор, затем подполковник Валентин Алексеевич Челышев;
С 1979 по 1985 гг. - полковник Анатолий Петрович Слезка;
С 1985 по 1990 гг. - полковник Владимир Алексеевич Рогулин;
С 1990 по настоящее время - полковник Богдан Степанович Мартынишин.
Зайдите на Форум выпускников ШМАС на тему по этой школе "Канск. ШМАС в/ч 30185 ВСР, механиков АВ и школа прапорщиков ", возможно кто-то из форумчан может добавить еще какие-нибудь подробности об этой школе...