23.11.2023

Принцип резидентства применяется при исчислении. Новости компании. Определение налогового статуса


Введение

В современных условиях усиление интеграционных процессов, интернационализация и интенсификация хозяйственной жизни, развитие межгосударственных гуманитарных контактов существенно увеличивают круг проблем, требующих разрешения на международной основе. К их числу относятся и вопросы, имеющие налоговую природу. Налогообложение как объект межгосударственного регулирования - явление хотя и сравнительно молодое, но уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества. Это подтверждается, в частности, практикой заключения налоговых соглашений. Если до второй мировой войны их количество было довольно незначительным, то в настоящее время только в рамках 24 государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) действует более 200 конвенций об избежание двойного налогообложения.

Анализ налоговых факторов в международных отношениях приобретает все большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

Российская Федерация в этом отношении не является исключением. В дореформенный период экономические контакты СССР с зарубежными партнерами "осуществлялись в основном в форме отдельных ограниченных по объему внешнеторговых сделок и операций". Поэтому вопросы, затрагивающие международные аспекты налогообложения, для нашей страны, как правило, не возникали.

Принцип резидентства в международном налоговом праве

В современных условиях, с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы, их недооценка не только влечет за собой крупные финансовые потери в виде недополучения казной значительной части государственных доходов, но и заметно ослабляет позиции России в свете требований нового международного экономического порядка, проявляющегося во взаимодействии отечественной экономики с мировым хозяйством, ее участии в международном разделении труда, обращении к ресурсам межгосударственного рынка капиталов. Так, отсутствие на начальном этапе экономических реформ урегулированных правовыми нормами способов разрешения проблемы двойного налогообложения, отвечающих потребностям зарождающегося рынка, сдерживает расширение внешнеторговых связей России и служит источником крайне негативного с точки зрения налоговой теории и практики явления - уклонения от уплаты налогов.

Проблемы налоговых отношений обсуждаются на таких представительных форумах, как Организация Объединенных Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация американских государств (ОАГ), Организация экономического сотрудничества и развития, Андский пакт и др.

Налогообложение остается одной из главных проблем гармонизации экономической политики стран ЕС. Деятельность Европейского Союза в этой сфере с момента заключения Римского договора направлена на унификацию налоговых систем стран - членов Союза с точки зрения методики и механизма взимания налогов, размера ставок налогообложения. Становление и развитие международного налогового права - основного нормативного регулятора налоговых отношений на межгосударственном уровне - вызвало огромный интерес в научном мире и в то же время породило среди ученых множество дискуссий о природе данного явления. Разнообразие высказанных мнений и позиций может быть сведено к двум основным концепциям. Сторонники первой рассматривают международное налоговое право как часть (отрасль, подотрасль) международного публичного права. Так, М. Богуславский отмечает, что "интенсивность интернационализации хозяйственной жизни, сложность регулируемых отношений ставят вопрос о соотношении международного экономического права с международным налоговым правом, получившим большое развитие в последние годы. Хотя устранение двойного налогообложения - самостоятельный и весьма важный объект международно-правового регулирования, в конечном счете речь идет о регулировании определенной части, сектора международных экономических отношений. Налогообложение играет все возрастающую роль в функционировании современной системы международных экономических отношений". Следовательно, международное налоговое право является "подотраслью международного экономического права". А последнее, в свою очередь, определяется автором как отрасль международного публичного права, представляющая совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений. Вторая концепция более распространена в зарубежной, нежели в отечественной правовой науке. Ее представители считают, что международное налоговое право охватывает все нормы национального и международного права, посредством которых регулируются вопросы налогообложения на межгосударственном уровне. Действительно, исходной посылкой при выделении отношений, регулируемых международным налоговым правом, в общей системе общественных отношений является то, что они относятся к сфере международных. Международные отношения сложное комплексное явление, существующее, с одной стороны, в органическом единстве, а с другой - состоящее из элементов, которые серьезно, а подчас и принципиально отличаются друг от друга. В первую очередь следует выделить отношения межгосударственные, специфика которых определяется особым качеством, присущим их основным субъектам. Это качество суверенитета. Особая грань проявления суверенитета государственный иммунитет и как его разновидность - налоговый иммунитет, то есть освобождение от национальных прямых налогов, вытекающее из того, что государство не подчиняется на иностранной территории местным законодательным актам и предусматриваемым в них мерам воздействия. Уплата налогов возможна лишь при наличии прямого волеизъявления иностранного государства. Конфликт по вопросам налогообложения может быть предметом разбирательства в дипломатическом порядке, а не в местных судах (других органах). Межгосударственные отношения являются предметом международного публичного права.

Другой важный блок отношений, связанных с международным налогообложением, - это отношения с участием физических и юридических лиц. К данной категории субъектов в налоговом праве применяется понятие резидентства.

Каждое государство в национальном законодательстве само определяет круг своих резидентов. Так, в Дании, Италии, Норвегии, Испании, Португалии, Германии и Швеции для приобретения статуса резидента необходимо проживание на национальной территории в течение более чем шести месяцев в каждом календарном году. Италия, кроме того, считает своими резидентами лиц, хотя и не проживших на ее территории установленного срока, но имеющих там "центр своих жизненных или деловых интересов".

Таким образом, гражданство, подданство, домицилий и другие признаки, характеризующие положение физических лиц в гражданском праве, обычно не принимаются во внимание при определении их налогового статуса. Однако имеется несколько исключений. Например, Франция связывает определение статуса физических лиц в сфере налогообложения с критериями гражданства и домицилия; критерий домицилия частично применяется также в налоговом законодательстве Великобритании и т. д. Что касается юридических лиц, то по британскому законодательству компанией-резидентом считается любое корпоративное образование, деятельность которого управляется и контролируется из Великобритании. Внутреннее налоговое право США подразделяет юридических лиц на местные и иностранные компании. Местная компания определяется на основании принципа инкорпорации, в соответствии с которым резидентом Соединенных Штатов является любое корпоративное лицо, образованное по законам одного из пятидесяти американских штатов или по федеральным законам США. Аналогичные правила содержатся в законодательстве Швейцарии. Италия рассматривает в качестве своих резидентов любых юридических лиц, имеющих на территории Италии зарегистрированный центральный орган, место фактического руководства или осуществляющих основную деятельность в этой стране.

Юридические и физические лица не обладают суверенитетом, а, напротив, находятся под верховенством государства, подчиняются его власти и действию его законов. Так, по французскому праву компании-резиденты обязаны платить налоги с прибылей от деятельности, осуществляемой во Франции, а также с прибылей, обложение которых закреплено за Францией в силу международных соглашений об устранении двойного налогообложения. А компании-нерезиденты подлежат налогообложению с прибылей только в отношении их доходов, извлекаемых на территории Франции. Такие отличные от межгосударственных международные отношения объективно не могут регулироваться системой международного публичного права, поскольку не отвечают ее основным чертам. По своей природе это отношения, которые в пределах каждого государства регламентируются предписаниями внутреннего налогового права, определяемого юридической наукой как "совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств".

Основное содержание как национальных, так и международных налоговых правоотношений - одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Однако отличительной особенностью отношений с участием физических и юридических лиц, входящих в предмет международного налогового права, является то, что они возникают в международной сфере. Последнее поясню на двух примерах. После смерти шведского гражданина или лица, постоянно проживающего в Швеции, осталось имущество на ее территории. Наследниками признаны шведские граждане, проживающие в Швеции. Это имущество подлежит обложению налогом на наследство. Возникающие в данном случае фискальные обязательства не выходят за пределы одного государства и регулируются внутренним налоговым правом Швеции.

Другой пример. После смерти американского гражданина, проживавшего в США и получавшего доходы от недвижимости, расположенной на территории Швеции, возникают правоотношения по уплате налога на наследство с участием наследников - граждан США. Такие отношения являются международными. Они выходят за пределы Соединенных Штатов и Швеции, а следовательно, могут быть включены в предмет международного налогового права. Замечу, что и сам термин "международные" употребляется здесь, как и в международном частном праве, в широком его значении.

Речь идет, образно говоря, об отношениях, "пересекающих государственные границы", выходящих за пределы одного государства, - это отношения, тем или иным образом связанные с правовыми системами разных стран. Приведенные рассуждения позволяют сделать определенные выводы. Безусловно, функционирование международного налогового права немыслимо без реализации основных принципов международного права (ius cogens), составляющих фундамент всей системы международных отношений, без применения положений права договоров и права международных организаций. Но в то же время международное налоговое право не может не обращаться к налоговым нормам национальных правовых систем. Во-первых, такая потребность вызывается возникновением ситуаций, не урегулированных международной договорной практикой. Во-вторых, налогоплательщик может отказаться от льгот, предусмотренных соглашением, если он предпочитает распространение на него внутренних норм. И наконец, третий момент, который, пожалуй, является самым главным, состоит в том, что, хотя национально-государственные рамки налоговой политики перекрываются международными хозяйственными связями, фактор национального контроля за налогообложением пока что остается доминирующим.

Международное налоговое право может быть определено как особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения. Это сравнительно молодая научная дисциплина, отпочковавшаяся от всей сферы налогового права в специальное направление исследований. Особенность и в то же время исключительная важность международного налогового права обусловливается тем, что оно позволяет изучить разнокачественные правовые явления с точки зрения их взаимосвязей, результативности воздействия на международные налоговые отношения, а также возможностей их кумулятивного эффекта. Фундамент международного налогового права составляют его принципы. Термин "принцип права" давно известен юридической доктрине и практике. Чаще всего под ним понимаются либо наиболее общие нормы права, либо принципы-идеи. Примером может служить решение Постоянной палаты международного правосудия по делу "Лотос" относительно принципов международного права: "...выражение "принципы международного права", как оно обычно употребляется, может означать лишь международное право, как оно применяется между государствами".

Интересная точка зрения высказана профессором Р. Лившицем, по мнению которого "принципы права - это, прежде всего идеи, но также нормы и отношения". Понятие "отношения" определяется ученым в данном контексте как "общественные отношения" - одна из "форм правовой материи".

Принципы играют роль ориентиров в формировании международного налогового права. Являясь основными началами нормативного регулирования, они задают тон всему последующему правотворчеству. Международные налоговые отношения должны основываться на уважении принципа суверенного равенства государства. Суверенитет не означает, однако, неограниченной свободы действий государства как в международных отношениях вообще, так и в международных налоговых отношениях в частности. Эти действия не должны быть направлены на нарушение суверенитета других государств (par in parem imperium non habet), подрыв международного сотрудничества. Всякая суверенная власть может быть ограничена собственной волей (автолимитация), но от этого она не теряет своей самостоятельности. Суверенное государство, приняв на себя в силу заключенного международного договора какие-либо обязательства и ограничения, не лишается присущего ему суверенитета. Более того, в интересах международного налогового сотрудничества просто необходимо самоограничить в какой-то мере государственный суверенитет и производное от него право осуществлять налоговую юрисдикцию (фискальный суверенитет) на началах взаимности.

Следующим важнейшим положением, на котором базируется международное налоговое право, является принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся двойного налогообложения и применения финансовых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов.

Как часть наиболее общего принципа международного сотрудничества этот постулат получил закрепление в целом ряде основополагающих международных документов. Так, Устав ООН к числу важнейших целей Организации относит осуществление международного сотрудничества "в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера..." В Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой ХХIХ сессией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1974 года, говорится о том, что "государства вправе с согласия заинтересованных сторон участвовать в субрегиональном, региональном и межрегиональном сотрудничестве в целях их экономического развития. Политика группировок, в которые они входят, должна соответствовать положениям Хартии, отвечать международным обязательствам государств и нуждам международного экономического сотрудничества". "Все страны должны сотрудничать путем заключения соответствующих международных соглашений на рациональной основе", - гласит Заключительный акт Конференции ООН по торговле и развитию от 15 июня 1964 года.

Формы международного налогового сотрудничества определяются государствами самостоятельно. Как показывает практика, оно осуществляется либо на основе правил, предусмотренных национальными налоговыми законами, либо в силу специальных положений в налоговых соглашениях. Выбор той или иной конкретной формы взаимодействия основывается на принципе реципроцитета, который с точки зрения международного права означает взаимное признание определенных прав и корреспондирующих им обязанностей, в том числе и в налоговой сфере. Взаимное признание прав может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет).

Согласно указанному принципу государство устанавливает для иностранных физических и юридических лиц такой же налоговый режим, как и для собственных (национальных) налогоплательщиков, при условии, что аналогичные правила действуют для его налоговых субъектов в соответствующем иностранном государстве.

Для Российской Федерации значение международного сотрудничества по фискальным вопросам особенно усилилось в связи с распадом СССР, когда в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, начались процессы формирования национального налогового законодательства, собственных финансовых органов. В настоящее время Россия весьма успешно осуществляет налоговые контакты как со странами - участницами СНГ, так и с другими государствами "ближнего зарубежья", не вошедшими в Содружество.

С принципом сотрудничества тесно связано добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из норм международного налогового права. Это один из наиболее старых принципов, без соблюдения которого невозможно существование международных отношений. Общепризнанным является требование налоговой недискриминации. "Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации..." (Хартия 1974 года), "государства обязаны содействовать международному сотрудничеству, свободному от дискриминации..." (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года). Дискриминация противоречит принципам сотрудничества и равноправия государств. Действие принципа недискриминации распространяется на всю область международных отношений, но особое значение имеет для международных налоговых отношений.

Дискриминация в налоговой сфере проявляется всякий раз, когда устанавливаются неодинаковые условия налогообложения доходов в зависимости от происхождения самих доходов или их владельца, что характерно, в частности, для фискальной политики Израиля. В этом государстве палестинец при равном доходе с евреем платит вдвое больший налог.

Недискриминационные положения, как правило, присутствуют как в собственно налоговых соглашениях (ст. 23 Договора между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, ст. 22 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, Article 24 US/UK Double Taх Treaty on income and capital gains и т.д.), так и в прочих международных соглашениях и договорах, в которых наряду с другими решаются и налоговые вопросы, например, в соглашениях об основах взаимоотношений между двумя государствами.

Налоговая недискриминация включает три взаимосвязанных аспекта. Рассмотрим их, основываясь на ст. 22 российско-польского межправительственного соглашения, поскольку она представляет собой типичный пример недискриминационных положений международно-правовых актов по налоговым вопросам.

Во-первых, недискриминация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, то есть национального режима. "Лица с постоянным местожительством в одном Государстве не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве любому налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться лица с постоянным местожительством в другом Государстве при тех же условиях" (п. 1 ст. 22).

Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в этом государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран.

И наконец, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства. Кроме того, она не обязана предоставлять резидентам другой договаривающейся стороны льготы по налогообложению, предусматриваемые специальными соглашениями в отношении резидентов третьих стран.

Интересно заметить, что по условиям налоговых соглашений обязательство не применять дискриминационные меры действует в отношении любых налогов, а не только охватываемых соглашением. Эта норма имеет исключительно важное значение для международного налогового сотрудничества.

Допущение налоговой дискриминации является следствием принципа формального равенства перед налогом, который сам основывается на требованиях налоговой справедливости.

международный налогообложение резидентство реципроцитет

Заключение

Международное двойное налогообложение, возникающее из-за одновременного применения принципов резидентства и территориальности несколькими странами в отношении одного и того же дохода налогоплательщика, приводит к увеличению общего налогового бремени физического либо юридического лица, а также нарушает критерий налоговой справедливости. Урегулировать международное двойное налогообложение можно тремя способами:

  • 1. Все страны должны следовать какому-либо принципу налогообложения: либо принципу резидентства, либо территориальности. Но данный способ не столь легко реализуем на практике. Каждая страна, пользуясь своим налоговым суверенитетом, стремится получить дополнительные налоговые поступления в свой бюджет за счет любых возможных источников дохода, поэтому принцип резидентства и принцип территориальности применяется в комбинации.
  • 2. Принятие государством внутренних законодательных мер по урегулированию двойного налогообложения в одностороннем порядке (система налоговых кредитов и зачетов).
  • 3. Урегулирование двойного налогообложения путем заключения международных налоговых соглашений.

В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения не решается, т.к. для каждого государства существует двоякая задача: - обеспечение достаточных налоговых поступлений бюджета; - создание оптимальных условий для экономического развития.

Решение проблемы требует координации национальных налоговых политик государств на международном уровне, поэтому, как правило, 2 и 3 способы применяются в сочетании: национальное законодательство устанавливает свои льготы, а в международных налоговых соглашениях регулируются отдельные случаи двойного налогообложения.

Список использованной литературы

  • 1. Еналеева И.Д. Налоговое право России: учебник для вузов / И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова. - М.: Юрид. дом "Юстицинформ", 2006. - 314 с. - (Образование).
  • 2. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.И. Косолапов. - М.: Дашков и К", 2005. - 868 с.
  • 3. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М.: Высш. образование, 2005. - 410 с. - (Основы наук).
  • 4. Налоговое право России: учебник для вузов / ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 737 с.
  • 5. Налоговое право: учебное пособие / О.В. Курбатова, [и др.], ред. Г.Б. Поляк, ред. И.Ш. Килясханов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование. Юриспруденция).
  • 6. Налоговое право: учебник / С.Г. Пепеляев, [и др.], отв. ред. С.Г. Пепеляев. - М.: Юристъ, 2004. - 591 с. - (Institutiones).
  • 7. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Д.Г. Черник; [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 415 с. - (Высшее образование).
  • 8. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / И.А. Майбуров; [и др.]; ред. И. А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с.
  • 9. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. Б.Х. Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 411 с.

Резидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, экономические интересы которых сосредоточены на территории РФ.

К физическим лицам-резидентам относятся:

§ постоянно или временно (в течение более одного года (365 + 1 день) проживающие на территории Российской Федерации;

§ временно находящиеся (менее одного года) за пределами России;

§ государственные служащие (включая дипломатов) и военный персонал - граждане РФ, работающие за рубежом, вне зависимости от сроков их пребывания за пределами страны;

§ студенты, обучающиеся за рубежом, и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их проживания за границей.

К юридическим лицам-резидентам относятся:

§ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с юридическим адресом на ее территории (включая СП), а также полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние и(или) зависимые хозяйственные единицы, если в учредительных документах не оговорено иное (например, предприятие будет осуществлять свою деятельность на территории страны менее одного года);

§ предприятия с долевым участием и полностью принадлежащие российским инвесторам, их филиалы, представительства и конторы с местонахождением на территории РФ;

§ филиалы, представительства и конторы юридических лиц-резидентов РФ, находящиеся за пределами страны и имеющие в своем штате менее 10 наемных работников;

§ филиалы, представительства и конторы юридических лиц-нерезидентов РФ, находящиеся на территории страны, если в учредительных документах не оговорено иное, т.е. они осуществляют свою деятельность менее одного года или имеют в штате более 10 наемных работников;

§ дипломатические и прочие официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны.

Нерезидентами Российской Федерации считаются физические и(или) юридические лица, экономические интересы которых сосредоточены за пределами экономической территории страны.

К физическим лицам-нерезидентам относятся:

§ физические лица, проживающие постоянно или в течение продолжительного периода (365 + 1 дней) за пределами страны;

§ физические лица, находящиеся менее одного года на территории Российской Федерации;

§ государственные служащие, члены дипломатического корпуса и военный персонал - граждане иностранных государств, работающие в РФ, независимо от сроков их пребывания;

§ иностранные студенты и лица, проходящие курс лечения, независимо от сроков их пребывания в нашей стране.

К юридическим лицам -нерезидентам относятся:

§ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; институциональные единицы с долевым участием российских инвестиций; предприятия, полностью принадлежащие российским инвесторам, а также их дочерние предприятия, филиалы и конторы в том случае, если в учредительных документах не указано иное;

§ предприятия с долевым участием иностранных инвестиций и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние фирмы, филиалы и конторы, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, если в учредительных документах не оговорено иное;

§ филиалы и представительства юридических лиц -нерезидентов РФ, находящиеся за пределами страны;

§ филиалы и представительства юридических лиц - нерезидентов РФ с местонахождением в РФ, имеющие в своем штате менее 10 работников;

§ филиалы и представительства юридических лиц - резидентов РФ в том случае, если в учредительных документах не оговорено иное. Например, институциональная единица будет осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства менее одного года (за исключением имеющих в своем штате менее 10 работников);

§ находящиеся на территории РФ иностранные дипломатические или иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы, представительства и конторы.


Принцип резидентства предусматривает глобальную налоговую ответственность физического/юридического лица по месту резидентства либо нахождения его налогового домициля (если двойное или же многократное резидентство разграничивается благодаря применению международных налоговых соглашений). Согласно данному принципу, все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях осуществления коммерческих операций, облагаются подоходными налогами в стране, в которой физическое/юридическое лицо признается резидентом.
В отличие от этого, в соответствии с принципом налогообложения у источника образования доходов, реализующим налоговый суверенитет каждого государства, все доходы, полученные на данной фискальной территории, подлежат здесь налогообложению. При распределении доходов, полученных из пассивных источ-
См.Денисаеа MA. Налоговые отношении с участием иностранных организаций н Российском Федерации. - M , 2005. - С. 15-22.
HitKOD1 D пользу реципиентов, находящихся п иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли (withholding taxes). Сопоставить применение принципов резидентства и налогообложения у источника образования доходов для подоходных (прямых) налогов нам поможет нижеследующая таблица (см. табл. 5.1).
Таблица 5.1
Принципы резидентства и налогообложения у источника образования доходов в подоходном налогообложении

Резндентство

Налогообложение у источника образования доходов

Учитываются все элементы материального и социальною положения налогоплательщика, т.к. именно cipana резндситства имеет возможности наиболее полно оценить состояние дел налогоплательщика и болсс справедливо обложить налогом его чистый доход

В меньшей стспснн возможны уклонения о г уплаты налогов (нет налоговых льг от, налоги удерживаются у источника образования доходов); применение принципа налогообложения у источника образования доходов не ведет к избыточному налогообложению валового дохода относительно чистого дохода

Принцип выгоден капнталоэкспоргируюшнм странам

Принцип выгоден капнталонмпортнрующнм странам

Согласно принципу резндситства уплачиваются налоги на прибыль корпорации, индивидуальные подоходные налоги, налоги на движимое имущество

Согласно принципу налогообложения у источника образования доходов уплачиваются как подоходные налоги (налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог), так и налоги на репатриацию доходов (распределение пассивных доходов в пользу иностранных получателей в виде процентов, дивидендов, роялти)

Налоговая база - чистый национальный продукт, т.е. все доходы резидентов данной юрисдикции, в том числе и полученные за рубежом (с учетом удержания налогов у источников в иностранных государствах)

Налоговая база - часть чистого внутреннего продукта, т.е. доходы, полученные от всех факторов производства, применяемых в данной стране нерезидентами

Формально в применении принципа резидентства большую заинтересованность проявляют страны с развитой экономикой (базовые юрисдикции для большинства транснациональных KOMnaHtiii), поскольку данный принцип позволяет облагать налогами все глобальные доходы TI I К, операции которых ведутся сразу в нескольких странах. Принцип налогообложения у источника образования доходов по своей сути должен быть более характерен для стран, гдефактнчески образуются доходы TI IK1 т.е. для стран - импортеров капитала. Вывоз доходов из этих стран в форме процентов, дивидендов, роялти неизменно влечет применение налогов на нх репатриацию. Кроме того, налоги уплачивают постоянные представительства зарубежных TI I К, ведущих коммерческие операции в соответствующей фискальной юрисдикции.
Вместе с тем как страны с развитом экономикой. так п развивающиеся страны, пользуясь своим прапом на налоговым суверенитет, могут применять п своем национальном налоговом законодательстве оба принципа.
В мировом практике, тем не менее, принцип резидентства в чистом виде более характерен для налогообложения физических лиц. Для корпорации характерно применение обоих принципов налогообложения. По принципу резидентства в данной налоговом юрисдикции облагаются совокупные доходы корпораций-резидентов (глобальные доходы), а по принципу налогообложения у источника образования доходов взимаются налоги с нерезидентов. Как можно заметить, подобным образом суверенные налоговые юрисдикции как раз и реализуют принцип территориальности в международном налогообложении.
Ряд стран, как правило юрисдикций с низким уровнем налогов, использует налогообложение у источника образования доходов и по отношению к своим резидентам, т.е, облагает все доходы (резидентов и нерезидентов), полученные в данной юрисдикции. При этом все иностранные доходы резидентов освобождаются от глобального налогообложения. Среди стран с развитом экономикой в налогообложении доходов корпораций этим методом пользуется Франння.
Соотношение принципов резидентства и налогообложения у источника обра зовання доходов в подоходном налогообложении и эффективность каждого из них наглядно отображает следующая экономико-математическая модель.
Рассмотрим модель глобальной экономики, состоящую из двух стран - А и В. Допустим существующую совершенную мобильность капитала. Пусть г - процентная ставка в стране А и г* - процентная ставка в иностранном государстве В. Страна А может иметь три различные налоговые ставки для обложения доходов в форме процентных платежей: ti0 - налоговая ставка для резидентов А, применяемая кдоходам резидентов, полученных в своей юрисдикции А; tlF - эффективная налоговая ставка (отношение общей суммы уплаченных налогов к общей сумме полученных доходов), взимаемая с зарубежных доходов резидентов А в дополнение к налогам, уже уплаченным этими резидентами в государстве В; trN - налоговая ставка на процентный доход нерезидентов А (иностранцев, резидентов страны В), полученный в стране А.
Соответственно, государство В тоже может взимать три налоговые ставки: t,0*, tif*, ttH\ Причем tlf + tlN* и trF* + t(N - действующие эффективные налоговые ставки на доход, полученный вне своей юрисдикции, резидентами данной страны (А) и иностранцами (резидентами В) соответственно.
Если рынки капиталов между двумя странами интегрированы, то возможности налоговых арбитражных операций (т.е. перевод капиталов из страны с высокими налогами в юрисдикцию с низкими налогами) следующие: применительно к резидентам A: r(1-t0)=r*(1-tiH*-tif). Равновесие достигается за счет эквивалентности инвестиционных доходов в данной стране и за рубежом. Если равенство нарушить, то экономические агенты смогут занимать денежные суммы в стране с низкой ставкой процента (с учетом налогов) и инвестировать такие займы в страну с высокой ставкой процента (с учетом уплаты налогов), где ожидаются большая прибыль; применительно к резидентам В: r(1-tlN-tiF*)=r*(1-t(P"), что дает возможность получения неограниченной прибыли иностранным резидентам. Уравнения (1) и (2) образуют линейную и однородную систему двух неизвестных г и г*. Если на рынке капиталов будет существовать равновесие (т.е. процентные ставки до учета налогов будут положительны), то налоговые ставки в двух странах должны отражать ограничение: (i-t,0)(i-V) = (i-t,„Hr)(i-t,N-t/).
Данное ограничение, которое включает налоговые ставки различных налоговых юрисдикций, показывает, что даже в том случае, если эти юрисдикции не будут координировать свои налоговые системы, то каждая страна, тем не менее, должна учитывать налоговую систему другой.
Предположим, что обе страны следуют одному и тому же принципу налогообложения:
а) при применении принципа налогообложения у источника образования доходов доход облагается только там, где он получен, вне зависимости от резидентства. Имеем: tl0 = tfN, V =V Htrp = V = O.
При данных условиях уравнение-ограничение (3) выполняется, и равновесие на мировом рынке капиталов сохраняется;
б) при применении принципа резидентства доход облагается в зависимости от резидентства и вне зависимости от источника его образования. В данном случае получаем: t,o=V + VV = t(M+V“t1N=v = 0-
что также оставляет ограничение (3) в состоянии равенства.
В том случае, если страны не будут следовать одинаковым принципам в налогообложении, ограничение (3) не будет выполняться, и равновесия не будет.
Допустим, что страна А использует принцип резидентства, а страна В - принцип налогообложения у источника образования доходов. Имеем:
lt;6gt;t,D=V + t,F”trN = 0;
(7) V=V и V=O.
Следовательно, до тех пор пока иностранное государство не будет взимать налоги так, что tf0* = V (в (?)мы имеем tiF“= 0)- совместное ограничение (3) не будет выполняться.
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что интегрированным рынок капитала зависит от национальной налоговой структуры. Необходима международная налоговая координация для того, чтобы более эффективно распределять капитал между странами на основе применения единых принципов налогообложения. Показать, что равномерное размещение капитала между странами зависит от выбранного за основу принципа налогообложения можно с помощью рис. 5.1.
Предположим, что мировой запас капитала дан (горизонтальная ось). К - капитал страны А; К* - капитал страны В; MPK - предельный продукт капитала в стране А; МРК’ - предельный продукт капитала в стране В. При:
а) принципе налогообложения у источника образования доходов налоговые ставки в двух странах различны и донапоговая прибыль на капитал тоже различна. Следовательно, г^ г" даже если (I - trD)r = (1- t(D*)r*.


Равновесие в размещении капитала достигается в точке T с потерей в мировой экономике объема выпуска ABC;
б) принципе резидентства: г = г*, т.к. в противном случае все выбирали бы страной резидентства ту, в которой налоги ниже и уровень прибыли выше, и равновесие достигается в точке S при максимизации глобального выпуска.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Охарактеризуйте принцип резидентства (глобальный принцип) D международном налогообложении. Как определяется налоговое резидентство:
а) физических лиц;
б) юридических лиц
в национальном законодательстве? Как может быть устранено двойное налоговое резидентство с помощью международных налоговых соглашений? Объясните категорию «налоговый домициль»-. Как определяется налоговый домициль для физических и для юридических лиц? Как образуется двойное налоговое резндентство физических (юридических) лиц? Можно ли не являться налоговым резидентом ни одной страны мира? Приведите примеры. Как определяется резидентство физических и юридических лиц в Российской Федерации? Охарактеризуйте принцип налогообложения у источника образования доходов. Определите категорию «постоянное представительство». Каковы основные критерии образования постоянного представительства?
В чем заключаются особенности налогообложения доходов иностранных резидентов, полученных из пассивных источников? Охарактеризуйте принцип территориальности в международном налогообложении. Чем он отличается от принципа резидентства и от принципа налогообложения доходов у источника их образования? Какие принципы международного налогообложения выгодны капиталоэкспор- тнрующнм (капиталонмпортирующнм) странам н почему?
J I) Физическое лицо является резидентом США, но получает доходы из нескольких источников, находящихся в разных странах: в С LLIА - 50 тыс. долл.; во Франции - 20 тыс. долл.; в Японии - 15 тыс. долл.; в Германии - 15 тыс. долл. !алоговые ставки составляют (цифры условные): в США-30%; во Франции - 50%; в Японии-40%; в Германии - 50%.
Рассчитайте величину налоговых платежей н эффективную налоговую ставку данного физического лица при условии, что все страны следуют только:
а) принципу резидентства;
б) принципу налогообложения у источника образования доходов (в отношении доходов резидентов и нерезидентов).
ЛИТЕРАТУРА
Основная DbUiKooa Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. - СПб., 2004, Деиисасо МЛ. Налоговые отношения с участием иностранных организации в Российской Федерации. - М., 2005. Дсрпберг Р. Международное налогообложение. - М., 1997. Кашин BA. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятии. - М., 1998. Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. - СПб., 2006. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. - СПб.. 2005. Сутырип С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. - СПб., 1998.

Дополнительная Конов О.Ю. Институт постоянного прелстаинтельстпа D налоговом праве. Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. - М., 2002. Макс Ф., Чанс К. Концепция постоянного представительства согласно Инструкции ГНС РФ № 34 и международным принципам налогообложения // Налоговый вестник,- 1996. -№ 7. Налоги и налоговые взаимоотношения европейских стран. - М., 1992. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2004. Birch S. Taxafion of lncomc, Consumption and Wages in an Open economy. - Copenhagen, 1989. Black’s Law Dictionary. 6th ed, - St.Paul, 1990. Bovenberg L Destination-and Origin-Based Taxation under International Capital Mobility //Topics in Public Economics: Theoretical and Applied Analysis. - Cambridge,) 998. Bruce N. Note on the Taxation of International Capital Income Flows // The Economic Record. - 1992, -Vol. 68. Castagnede B. Fiscalite intemationale de Pcntreprise. - Paris, 1986. Channels L., Griffith R. Taxing Profits in a Changing World. - London, 1997. Defraiteur R. Fiscalite ct reporting international. - Geneve, 2002. Doernberg R. International Taxation in a Nutshell. - St.Paul, 1993. Etude comparative sur Ics modelcs d’imposition du revenue des personncs physiques: rapport par Ie Comite des affaires fiscals. - Paris, 1988. Frenkel J. Basic Concepts of International Taxation. - Cambridge, 1990. GriziottiB. L’imposition fiscale des etrangers//Recueildescours. -1926/111.-T. 13.- Vol. 13. International Tax Glossary. - Amsterdam, 1988. HustonJ., WiltiamsR. Pennanent Establishments-a Planning Primer. - Deventer; Boston, 1993. Juitlard Ph. Corporate Income Tax: Recent Development in the French Territorial Approach //
Bulletin for International Fiscal Documentation. - 1995. - No. 3. Legislation relative aux societe etrangcres controlees. - Paris, 1996. Luciano Povarotti (judgment) // International Tax Law Reports. - 2001. - No. 3. Oberson X. Imposition a Ia source // Archives dc droit fiscal Suisse. - 1992. - Bd 61. - H 5/6. Onqwamuitana K. The Taxation of Income from Foreign Investment. - Deventer; Boston, 1991. Pines M. International Juridical Double Taxation of Income. - Deventer; Boston, 1989, Principles for the Determination of the Income and Capital of Permanent Establishments and Their Applications to Banks, Insurance Companies and Other Financial Institutions Il Cahicrs de droit fiscal international. - 1996. - Vol. LXXXIa. Recognition of Foreign Enterprises as Taxable Entities H Cahicrs dc droit fiscal international. - 1988, -Vol. LXXlIla. Razin A., Sadka E. Capital Market Integration: Issues of International Taxation. - Tel Aviv, 1989. Rules for Determining Income and Expense as Domestic or Foreign // Cahiers de droit fiscal
international. - 1980. - Vol. LXVb. Rohatgi R. Basic International Taxation. - London; The Hague; New York, 2002. Skaar A. Pemianent Establishment: Erosion of a Tax Treaty Principle, - Deventer; Boston, 1992. Taxing Profits in a Global Economy: Domcsticand International Issues. - Paris, 1991. TheFiscaI residence of Companies// Cahicrsde droit fiscal international.- 1987. - Vol. LXXIIa. The Penguin Dictionary of Economics. - London, 1998. Vogel K. KIaus Vogel on Double Taxation Conventions. - Deventer; Boston, 1991. Wilhelm G. L’ imposition de etrangers d’apres Ia depense // Revue fiscale. - 1998. - N o. 2.

В поисках баланса интересов, оправдания и обоснования налоговых претензий на объекты, имеющие «международное» происхождение, создания сбалансированной и справедливой (т.е. легитимной и учитывающей интересы и фиска, и плательщиков налогов) системы налогового регулирования требуется концептуальное основание налогообложения международной экономической деятельности.

Одной из концепций построения «справедливого» международного налогообложения можно рассматривать теорию экономической связи субъекта (налогообязанного лица) с фискальной территорией определенного государства. Эта концепция, имеющая глубокое научное обоснование и учитывающая тенденции развития мирохозяйственных связей, получила достаточно широкое признание и стала частью идеологической основы построения фискальных систем большинства стран.

1 Мамаев И.В. Экономико-правовые основы косвенного налогообложения // Финансовое право. 2007. № 9. [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: БехГ.В. Правовое регулирование косвенного налогообложения в Украине // Финансовое право. 2004. № 6. С. 36.

Теория экономической связи возникает как обоснование отказа от концепции тотального привлечения государством всех находящихся на его фискальной территории лиц к исполнению налоговой обязанности в отношении всех полученных таким лицами доходов, имеющегося у них имущества и т.д. Согласно данной теории экономическая связь лица и государства признается существующей, если данному лицу предоставляются некие блага (товары, услуги, доходы) от этого государства (публичного сектора экономики), оно получает определенную выгоду на его территории, реализуя, потребляя полученные блага, право на них и т.д. Вследствие наличия такой связи это государство правомерно может претендовать на уплату в свою пользу таким лицом определенных сумм в качестве налогов, а у данного лица возникает соответствующая обязанность по их уплате. Данная идея получила систематизированное оформление в виде доктрины «экономической привязанности» в трудах немецкого экономиста Г. Шанца1.

Территориальность в налогообложении характеризует связь лиц или объектов с территорией налоговой юрисдикции государства, вследствие наличия которой на указанные лица возлагаются обязанности по уплате налогов в этом государстве либо в нем облагаются налогами данные объекты. Основными аргументами для обоснования такого взгляда на территориальность налогообложения служат следующие доводы:

Сфера применения налога привязана к территории государства в силу политических, юридических, экономических причин;

Суверенитет государства и его налоговая юрисдикция не могут выходить за территориальные пределы государственных границ;

Юридически затруднительно контролировать зарубежные операции и обеспечивать уплату налога с возникающих вследствие таких операций объектов;

Подробнее см.: См.: Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб., 2005. С. 37.

Экономически неоправданно облагать налогами доходов лиц, которые не пользовались публичными услугами данного государства.

Максимально обобщая различные мнения относительно территориальности (принципа территориальности) в налогообложении и не углубляясь в их нюансы, можно отметить, что данные категории в основном используются в широком и узком значениях.

В первом значении территориальность (принцип территориальности) означает налогообложение не только объектов, находящихся на территории данного государства, но и право последнего возлагать на лиц, связанных с территорией этого государства, обязанность по уплате налогов с их доходов (иных объектов), которые возникли у данных лиц на территориях других стран1. В узком значении территориальность (принцип территориальности) в налогообложении фактически отождествляется с привязанностью налогооблагаемого объекта к территории и принципом налогообложения у источника образования доходов2.

Место получения (источника) дохода в настоящее время занимает важное место в регулировании налогообложения международной экономической деятельности и взаимодействия налоговых юрисдикций. Включение данной категории в налогово-правовой механизм позволило сформулировать соответствующий принцип последнего - налогообложение у источника дохода. Согласно данному принципу все доходы (объекты налогообложения), полученные (возникшие) из находящихся на территории данного государства источников, подлежат налогообложению в этом государстве.

Подробнее см., например: Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2005. С. 15-22. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2005. С.122-123.

2 Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та, 2005. С. 122.

Физическое присутствие на территории указанного государства лица, которое получает такие доходы (владеет объектами), наличие с налоговой юрисдикцией устойчивых экономических, политических и иных связей не относятся к необходимым условиям возникновения обязанности по уплате указанных налогов. Возникновение такой обязанности основывается на формальной конструкции налогового присутствия, понимаемого как совершение лицом на территории налоговой юрисдикции фактических или юридических действий либо совершение таких действий третьими лицами в его пользу, следствием которых является возникновение объектов, подлежащих обложению налогами в данной юрисдикции. Таким образом, государство имеет право требовать уплаты налогов со всех доходов (объектов), образующихся в границах его фискальной территории, в силу самого факта их возникновения.

Резидентство не является единственной юридической конструкцией, служащей для установления «привязанности» лиц к налоговой юрисдикции того или иного государства. В этих целях также иногда применяется категория «налоговый домициль»1. Данная категория не получила повсеместного распространения и не имеет общепринятого определения. Тем не менее, в настоящее время до-мициль (налоговый домициль) в некоторых странах, к которым не относится Россия, находит применение в правовом механизме налогообложения международной деятельности и используется для определения «приписки» к определенной налоговой юрисдикции не только физических, но и юридических лиц.

Резидентство, являясь одним из наиболее распространенных оснований разделения субъектов налогообложения, позволяет выделить в их составе две основные группы - резидентов и нерезиден

А.И. Погорлецкий, рассматривая налоговый домициль как место постоянного пребывания (проживания) физического лица-налогоплательщика с учетом намерения создать и иметь домициль именно в данной юрисдикции, отметил, что домициль происходит из английской правовой системы, и его интерпретация в странах, отличных от англосаксонского права, достаточно затруднительна. Подробнее см.: Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. С. 113.

тов. В данном качестве теоретическая конструкция резидентства достаточно проста, поскольку, во-первых, основана на элементарном принципе «свой (резидент) - чужой (нерезидент)». Во-вторых, строясь обычно на необходимости формализации правил выделения одной группы (как правило, резидентов), позволяет относить иных лиц, не прошедших теста на резидентство, к нерезидентам (т.е. по остаточному принципу: кто не является резидентом, признается нерезидентом).

В силу признания лица налоговым резидентом данной налоговой юрисдикции в рамках последней на него распространяется общий порядок налогообложения. Состав налогооблагаемых объектов существенный и явно выраженный, но не единственный элемент, характеризующий различие объемов налоговых обязательств резидентов и нерезидентов. Данное различие также обуславливается иными факторами, среди которых наиболее значимое место занимают:

Неодинаковые ставки налогов;

Особенности предоставления налоговых льгот;

Специальный порядок декларирования доходов (представления налоговой отчетности);

Различные требования порядка исчисления и уплаты налога.

  • Налог на доходы физических лиц
  • Субъект подоходного налогообложения физических лиц в России
    • Налогоплательщики
    • Налоговые резиденты и нерезиденты
    • Налоговые агенты
  • Объекты налогообложения физических лиц в России
    • Доходы от источников в Российской Федерации
    • Доходы, не относящиеся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации
    • Доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации
  • Концептуальные основы регулирования налоговых правоотношений
    • Налоговая база
    • Особенности исчисления налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
    • Особенности исчисления налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды
      • Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей
      • Материальная выгода, полученная в соответствии с гражданско-правовым договором от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику
      • Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг
    • Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения
    • Особенности налогообложения дивидендов и процентов по ценным бумагам
      • Порядок расчета налога с дивидендов
      • Особенности налогообложения процентов по ценным бумагам
    • Налогообложение доходов физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг и инструментов срочных сделок
      • Определение налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
      • Особенности определения налоговой базы по доходам по операциям купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
      • Определение налоговой базы по доходам по операциям купли-продажи инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда
      • Определение налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
  • Доходы, не подлежащие налогообложению
    • Возмещение командировочных расходов
    • Компенсация за использование автомобиля работника в интересах работодателя
    • Компенсация стоимости путевок
    • Оплата лечения и медицинского обслуживания
    • Суммы, получаемые в порядке дарения
    • Некоторые доходы, не превышающие 4000 руб.
    • Состав и характеристика налоговых вычетов
    • Стандартные налоговые вычеты
      • Вычеты на ребенка (детей)
    • Социальные налоговые вычеты
      • Социальный налоговый вычет в части расходов на обучение
      • Социальный налоговый вычет в части расходов на лечение
    • Имущественные налоговые вычеты
    • Профессиональные налоговые вычеты
    • Налоговые ставки. Налоговый период по НДФЛ
    • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
      • Декларирование доходов физических лиц
      • Ответственность за непредставление декларации и неуплату налога
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог на имущество физических лиц
    • Порядок исчисления налога на имущество физических лиц
    • Сроки и порядок обеспечения уплаты налога на имущество физических лиц в бюджет
  • Налоговый контроль налогообложения физических лиц
    • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 2
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 3
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 4
      • Теоретические аспекты мероприятий налогового контроля - страница 5
    • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г.
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 2
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 3
      • Методика налоговых проверок налогообложения физических лиц на примере 2006 г. - страница 4
  • Налогообложение физических лиц зарубежных стран
  • Подоходный налог в Великобритании
    • История возникновения и развития подоходного налога в Великобритании
    • Современная система взимания подоходного налога в Великобритании
    • Ответственность за нарушение налогового законодательства в Великобритании
    • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 2
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 3
      • Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и подоходного налога в Великобритании - страница 4
  • Подоходный налог в Германии
    • Налогоплательщики подоходного налога в Германии
    • Доходы, учитываемые при расчете подоходного налога в Германии
      • Налогообложение доходов от работы по найму в Германии
      • Налогообложение доходов от капитала в Германии
      • Налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду (Pacht) в Германии
    • Расходы, учитываемые при расчете подоходного налога в Германии
    • Льготы при расчете налогооблагаемых доходов в Германии
    • Формы начисления подоходного налога в Германии
    • Сравнительный анализ налогообложения налогом на доходы физических лиц в России и в Германии

Налоговые резиденты и нерезиденты

В целях правильного определения налоговой базы и суммы налога необходимо определить статус налогоплательщика: относится он к налоговым резидентам Российской Федерации или нет.

Принцип резидентства (residence principle) в международном налоговом праве означает неограниченные фискальные обязательства субъекта налога, т.е. уплату налогов на совокупные доходы физического либо юридического лица в стране его резидентства. Второе название принципа резидентства - глобальный принцип налогообложения (global principle of taxation), поскольку он предполагает налогообложение глобальных (совокупных) доходов, образующихся во всех странах ведения коммерческой деятельности. Такое налогообложение осуществляет страна, являющаяся юрисдикцией резидентства хозяйствующего субъекта. Однако если можно без особых проблем определить принцип резидентства, то не столь очевидной оказывается категория «налоговое резидентство».

Налоговое резидентство (fiscal residence) - неуточненная концепция в международном налоговом праве, поскольку точные определения резидентства для налогоплательщиков (в частности, категория «налоговый резидент») не всегда присутствуют в национальном налоговом законодательстве, а иные источники международного права определять налоговое резидентство не правомочны. Это позволяет соответствующим судебным и иным инстанциям в спорных случаях интерпретировать данную концепцию в зависимости от обстоятельств.

Международные налоговые соглашения, в свою очередь. могут лишь уточнить и разграничить резидентство. определенное на основании национальных правовых норм договаривающихся государств. Кроме того, налоговое резидентство физических и юридических лиц определяется по-разному, что отнюдь не придает категории «налоговый резидент» универсальный характер. Вместе с тем концепция налогового резидентства является одной из основополагающих при построении национальной налоговой системы. В данном случае претензии национальной налоговой юрисдикции распространяются на все виды доходов, принадлежащих резидентам данного государства. Это дает право соответствующим налоговым органам контролировать правильность перечисления резидентами налоговых платежей, выплачиваемых из всех источников доходов, получаемых данными физическими или юридическими лицами, как внутренних, так и зарубежных.

Налоговое резидентство физических лиц определяется исключительно на основе внутренних правовых норм соответствующей фискальной юрисдикции. Поскольку критерии резидентства, существующие в национальном налоговом законодательстве разных стран, могут отличаться друг от друга, то одно и то же физическое лицо может быть признано налоговым резидентом сразу нескольких юрисдикций. Возможно, впрочем, и обратное: физическое лицо может не являться налоговым резидентом ни одной из юрисдикций, с которой связаны его личные и экономические интересы, если соответствующие внутренние правовые нормы не выявили признаков, позволяющих считать данное физическое лицо резидентом того или иного государства.

Критерии налогового резидентства физических лиц, предусмотренные внутренними правовыми нормами соответствующих юрисдикции, можно свести в следующие наиболее распространенные группы:

  • постоянное пребывание в данной стране (физическое присутствие в границах определенной фискальной территории, соответствующее установленному национальным законодательством минимально возможному сроку или превышающее этот срок);
  • местонахождение в стране постоянного жилища;
  • наличие на данной фискальной территории центра жизненных интересов;
  • гражданство (национальная принадлежность).

Постоянное пребывание (физическое присутствие) в стране . Для определения налогового резидентства физических лиц в данном случае используется механический тест на общее количество дней пребывания в данной налоговой юрисдикции в отчетном налоговом периоде (обычно - календарном году либо любом периоде, состоящем из 12 следующих друг за другом месяцев). При этом физическое лицо признается налоговым резидентом, если оно постоянно находилось на данной фискальной территории не менее 183 дней (б месяцев) в году.

Такой порядок определения налогового резидентства предусмотрен для жителей ряда европейских стран. Так, жителям Австрии, Венгрии. Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Польши, Португалии, Украины достаточно находиться на территории страны в общей сложности не менее 183 дней в календарном году для их автоматического признания налоговыми резидентами соответствующей юрисдикции. В Латвии, Румынии, Финляндии, Швеции, Казахстане резидентами считаются те физические лица, которые постоянно находились на данной территории как минимум 183 дня в течение любых последовательно избранных 12 месяцев.

Местонахождение постоянного жилища . Данный способ признания налогоплательщика резидентом предполагает, что на территории данной страны у физического лица имеется постоянное жилище (permanent home), находящееся либо в частной собственности, либо используемое на правах долговременной аренды. Наличие подобного жилья означает автоматическое наличие постоянного адреса, по которому данного резидента-налогоплательщика всегда можно разыскать.

Постоянным жилищем может считаться как собственный, так и арендуемый дом (квартира), а также гостиничный номер, снимаемый на длительный срок. Подобным образом резидентство физических лиц устанавливает налоговое законодательство Германии, Нидерландов и Швейцарии. Ряд стран признает наличие постоянного жилища как критерий налогового резидентства наряду с постоянным пребыванием в стране в течение 183-дневного периода. В частности, наличие хотя бы одного из двух вышеназванных критериев позволяет считать налоговыми резидентами жителей Австрии, Латвии, Люксембурга, Финляндии и Чехии.

Постоянное жилище на данной фискальной территории предполагает, что налогоплательщик официально зарегистрирован по данному адресу. Такую регистрацию, как правило, осуществляют соответствующие муниципальные органы учета населения (включая районные отделения полиции). Для иностранных граждан подобная регистрация зачастую становится возможной лишь при наличии вида на жительство в данной стране, который, в свою очередь, выдается тогда, когда у физического лица имеется собственное или арендуемое на длительный срок постоянное жилище.

В дальнейшем владелец или арендатор постоянного жилища, признанный резидентом, получает по своему почтовому адресу соответствующую документацию от налоговых органов и обязан представлять декларацию о совокупных доходах за отчетный налоговый период по месту (адресу) своего постоянного проживания.

Центр жизненных интересов . В некоторых странах для определения налогового резидентства национальное законодательство предполагает выявление признаков приоритетных личных и экономических интересов в данном государстве, свидетельствующих о том. что налогоплательщик именно к этой фискальной территории «привязан» сильнее всего, включая намерения являться ее налоговым резидентом. К критериям имеющихся в данной стране личных интересов обычно относят проживание здесь членов семьи, родственников и знакомых.

Экономические интересы, в свою очередь, предполагают приоритетные источники доходов на территории рассматриваемой юрисдикции, наличие здесь движимого и недвижимого имущества, включая жилище и банковские активы. Совокупность различных личных и экономических интересов, а зачастую и намерения физического лица считать именно данную юрисдикцию приоритетной для проживания и ведения бизнеса позволяет судить о том, что на территории рассматриваемого государства располагается центр жизненных интересов налогоплательщика (center of vital interests).

Подобная концепция определения налогового резидентства физических лиц получила распространение во Франции и Бельгии. Кроме того, ее применяет Италия в отношении тех физических лиц, которые не проживают на ее территории как минимум 183 дня в отчетном году, но при этом имеют в Итальянской Республике центр своих жизненных или деловых интересов.

Гражданство (национальная принадлежность) . Данный критерий налогового резидентства базируется на некогда широко распространенной концепции национальной привязанности (nationality link). Эта концепция предполагает, что гражданин данной страны вне зависимости от юрисдикции своего фактического длительного местопребывания обязан платить налоги по принципу резидентства в стране, гражданином которой он является. Хотя налоговое резидентство определялось на основании гражданства достаточно часто в XIX и в начале XX в., в настоящее время подобный критерий используется лишь немногими государствами, к числу которых относятся, в частности. США, Болгарии и Филиппины.

Причем даже в том случае, если гражданин США меняет свою национальную принадлежность, становясь обладателем паспорта другого государства, в течение не менее десяти лет после отказа от американского гражданства он продолжает оставаться на налоговом учете в Соединенных Штатах. Таким образом, даже бывшие граждане США в обязательном порядке обязаны отчитываться о своих доходах перед американской национальной налоговой службой.

Стоит отметить совершенствование критериев признания физических лиц резидентами определенной фискальной территории: если раньше государства налоговые суверены следовали в данном вопросе простейшему признаку национальной принадлежности налогоплательщика, то в настоящее время используется более сложная система оценок. Однако из-за несоответствий критериев определения резидентства физических лиц, применяемых в национальных законодательствах разных стран, индивидуальным налогоплательщикам субъектам ВЭД целесообразно в каждом соответствующем случае самостоятельно проводить тест на факты и обстоятельства пребывания в границах рассматриваемой фискальной территории (facts-and-circumstances lest).

Для физических лиц - субъектов внешнеэкономических операций, жилище и имущество которых находятся на территории сразу нескольких стран, а доходы образуются в двух или более государствах, нужно выяснить, в какой из фискальных юрисдикции данное физическое лицо является налоговым резидентом. В таком тесте учитываются все социально-экономические связи налогоплательщика с данной налоговой юрисдикцией, а также зарубежными фискальными территориями, сроки, основные мотивы и намерения пребывания в юрисдикции, претендующей на признание физического лица своим налоговым резидентом. Если в ходе такого теста выясняется, что налогоплательщик подпадает под юрисдикцию стран, придерживающихся разных критериев, то у налогоплательщиков - физических лиц может быть и двойное, и многократное резидентство. Кроме того, в некоторых случаях можно не являться налоговым резидентом ни одной страны мира.

При возникновении у физического лица двойного (или многократного) налогового резидентства облегчить его состояние могут международные налоговые соглашения, которые закрепляют лишь за одной из договаривающихся стран исключительные права на налогообложение доходов по глобальному принципу. Такие соглашения должны быть заключены между государствами, претендующими на признание за собой прав юрисдикции резидентства данного лица. В отсутствие соглашений налогоплательщик может оставаться двойным резидентом, что неизбежно означает ятя него избыточное налоговое бремя.

Налоговые соглашения, как правило, используют следующую схему разграничения претензии двух юрисдикции на право признания физического лица своим резидентом с последующим налогообложением но глобальному принципу: поэтапно, спускаясь сверху вниз, на основании нижеследующих четырех основных критериев обе страны оценивают правомерность своих требовании.

При этом на каждом этапе анализа выбирается страна, которая в наибольшей степени соответствует:

  • местонахождению постоянного жилища;
  • центру приоритетных личных и экономических интересов;
  • обычному (постоянному) местопребыванию;
  • национальной принадлежности (гражданству).

Если даже при поэтапном переходе от первого вышеназванного критерия к четвертому однозначно определить единственную страну, на территории которой находится жилище физического лица либо гражданином которой он является, по-прежнему не удается, то страны в лице соответствующих компетентных органов могут договориться между собой, за которой из них закрепляются нрава на налогообложение глобальных доходов данного индивидуального налогоплательщика.

Заметим, что отсутствие налогового резидентства не освобождает налогоплательщика от необходимости уплаты индивидуальных подоходных налогов. Просто в данном случае нет налоговой юрисдикции, которая облагала бы своими налогами глобальные доходы физического лица, в том числе и полученные в других странах. Тем не менее, во всех странах - источниках образования доходов соответствующие налоги с данных доходов удерживаются. Такое налогообложение осуществляется уже в соответствии с другим принципом международного налогообложения - принципом налогообложения у источника образования доходов

Итак, установление налогового резидентства физических лиц всегда связано с наибольшими сложностями в международном налоговом праве. Трудности возникают тогда, когда налогоплательщик может быть одновременно резидентом двух (или нескольких) стран, в том случае, если данные государства придерживаются разных критериев определения налогового резидентства в своем национальном праве.

Пример.

В 1998 г. известный оперный певец Лучано Поваротти, гражданин Италии, предстал перед налоговым судом первой инстанции в Модене (Италия) по обвинен но в сокрытии доходов от налогообложения в течение нескольких лет. В уведомлении на уплату налогов налогооблагаемый доход, заявленный Л. Поваротти в сумме 3 051 000 лир, был увеличен на сумму 2 569 061 000 лир, представлявшую доход от оказания господином Поваротти услуг персонального характера, а также на сумму 6 млн. лир - доходы от прироста капитала Обязательства по уплате индивидуального подоходного налога с общей суммы полученных доходов составили, таким образом. 1210 591 000 лир, а рассчитанная сумма местного подоходного налога составила еще 972 000 лир.

Кроме того, с Поваротти должна была быть взыскана сумма штрафа в размере 2 424 576 000 лир за недекларирование дохода и непредставление отчетности налоговым органам. В чем же оказалась суть дела? Лучано Поваротти был убежден в том, что с 21 февраля 1983 г. формально является налоговый резидентом Княжества Монако, поскольку постоянно проживает здесь. В его собственности находится квартира общей площадью 90 кв. м, расположенная на пятом этаже многоквартирного дома в Монте-Карло.

В то же время господин Поваротти к моменту рассмотрения данного дела обладал следующими активами и собственностью на территории Италии:

  • недвижимостью в Via Giardini (Модена), состоящей из 15 строений, окруженных парком. Данная собственность была приобретена в 1978 г. и используется как место совместного проживания с госпожой Поваротти (недвижимость оформлена на правах совместного владения обоими супругами), дочерями и другими членами семейства. Оценочная стоимость данной недвижимости превышала 6 млрд. лир;
  • недвижимостью в Stradello Nava (Модена), состоящей из трех зданий и больших сельскохозяйственных угодий. Поваротти приобрел данную собственность в 1993 г. Оценочная стоимость превысила 500 млн. лир;
  • в 1993 г. Поваротти приобрел несколько земельных участков (площадью от 3.5 до 4.5 га), которые также расположены в районе Модены. Оценочная стоимость покупки - 340 млн. лир;
  • в дополнение к этому в 1993 г. Поваротти приобрел центр верховой езды, находящийся в окрестностях Модены. Приблизительная стоимость - 4.3 млрд. лир;
  • более того, еще в 1974 г. Поваротти приобрел 22-комнатную виллу с садом, надворными постройками, бассейном и окрестным лесом неподалеку от Песаро. Оцененная стоимость превысила 3.5 млрд. лир.

Помимо указанной недвижимости господин Поваротти владел несколькими банковскими счетами, а также денежными и страховыми депозитами в итальянских банках. Расследование показало, что с 1988 по 1996 г. Поваротти получал денежные переводы на ряд личных банковских счетов, в разное время открытых им в семи итальянских банках (преимущественно в Модеме). Общий размер проводок по данным счетам превысил 10 млрд. лир. Кроме того, были учтены и личные интересы Поваротти: он проживал долгое время в Италии в то время, когда был женат в первый раз; в Италии родились его дочери, и даже после развода с первой женой его новая семья также находится в Италии. К тому же в период, во время которого в отношении Поваротти проводилось налоговое расследование (1989-1992 гг.), он все еще был женат на своей первой супруге

На этом основании итальянские налоговые органы признали, что многочисленная собственность, банковские счета, родственники, проживающие в Италии, позволяют утверждать о том, что центр приоритетных личных и экономических интересов господина Поваротти находится в Италии. Учитывая многочисленные инвестиционные операции и родственные связи господина Поваротти на территории Италии, не было основании утверждать то, что Италия не представляла для Поваротти центральное место жизненных интересов.

Господин Поваротти был признан резидентом Италии в налоговых целях и внесен в реестр итальянских граждан-резидентов, проживающих за рубежом. Наличие незадекларированного в Италии дохода Поваротти послужило основанием для начала в отношении него налогового расследования с последующим привлечением к суду. Более того, Поваротти не мог сослаться на неполучение им от итальянских властей уведомления о необходимости уплаты налогов: остановившись во время одного из своих концертных турне в гостинице в Неаполе, он подписал в присутствии налогового инспектора копию одного такого уведомления,

Что же касается формального резидентства Поваротти на территории Монако по факту имеющегося постоянного жилища в Монте-Карло, то итальянская Налоговая комиссия признала, что ритм и стиль жизни Поваротти как много путешествующего певца (по сути - гражданина мира) не позволяют считать, что домициль маэстро находится в Монако. И напротив, интересы, которые есть у Поваротти в Модене, позволяют утверждать, что именно Модена - его центр интересов и домициль. На этом основании Поваротти - налоговый резидент Итальянской Республики.

В то же время согласно концепции налогового резидентства Княжества Монако Поваротти - налоговый резидент Монако. Отсутствие между двумя странами международного налогового соглашения вызывает конфликт двух национальных налоговых законодательств (источников для признания физического лица резидентом) и затрудняет поиск компромисса налоговых служб Монако и Италии на основании конвенционного права. В конце концов, вторая по счету итальянская судебная инстанция окончательно признала наличие у Поваротти итальянского налогового резидентства (согласно национальному итальянскому законодательству), а Княжество Монако, законодательство которого не предусматривает взимания индивидуальных подоходных налогов, изначально не претендовало на итальянские доходы маэстро. Таким образом, возможный конфликт двух налоговых юрисдикции был исчерпан.

Пример. Физическое лицо с двойным налоговым резидентством . Парижский пенсионер - гражданин Франции в возрасте 60 лет - решил переселиться в швейцарский кантон Валэ вместе со своей супругой - гражданкой Швецарии. Супружеская чета приобрела себе шале в Гран-Монтана (Валэ), но при этом в собственности мужа осталась квартира в Париже. Как в подобном случае определяется резидентство данного физического лица и в какой стране уплачивается индивидуальный подоходный налог на основании глобального принципа налогообложения?

Тест на резидентство

Согласно налоговому законодательству Франции данный пенсионер является налоговым резидентом Французском Республик, поскольку здесь имеется центр его жизненных интересов, квартира в Париже, источник дохода - пенсионные выплаты, личные и семейные узы (дети, другие родственники, друзья) Согласно же внутренним правовым нормам Швейцарии данное лицо - налоговый резидент Швейцарской Конфедерации, поскольку имеет в личной собственности жилище на территории данной страны, в котором постоянно проживает (шале в кантоне Валэ). Налоговое резидентство пенсионера оказывается двойным - как во Франции, так и в Швейцарии. Поскольку между двумя странами подписано налоговое соглашение, налоговое резидентство в подобном случае определяется на основании анализа следующих критериев.

1. Местонахождение постоянного жилища

Имеются шале в Швейцарии и квартира в Париже. Следовательно, данное физическое лицо по указанному критерию по-прежнему остается налоговым резидентом сразу двух стран.

2. Центр приоритетных личных и экономических интересов (центр жизненных интересов)

Экономические интересы: пенсия, выплачиваемая французским правительством и переводимая на швейцарский банковский счет. Кроме пенсии часть доходов образуется от депозита в баше Credit Suisse и инвестиций в швейцарские ценные бумаги.

Личные интересы: жена (швейцарка по национальности) проживает вместе с супругом в швейцарском кантоне Валэ, но их дети и внуки остались во Франции. Многочисленные родственники, друзья и знакомые у супружеской четы есть как во Франции, так и в Швейцарии. По данному критерию опять сохраняется двойное налоговое резидентство.

3. Страна обычного (постоянного) местопребывания

Время, проведенное в Швейцарии и во Франции, одинаково. Проживая в кантоне Валэ, наш пенсионер совершает регулярные поездки в Париж, где останавливается в собственной квартире (общее время в пути между двумя местами жительства не превышает пяти часов). Локализовать обычное местопребывание по телефонному номеру также не удается, пенсионер имеет как стационарные, так и мобильные телефонные номера и в Швейцарии, и во Франции Точное количество дней, проведенное на территории каждой из стран, также документально подтвердить невозможно из-за отсутствия тотального пограничного контроля, предполагающего проставление соответствующих отметок в паспорте. Следовательно, по-прежнему остается двойное налоговое резидентство.

4. Гражданство

Пенсионер обладает двойным гражданством: Французской Республики и Швейцарской Конфедерации. Соответствующая коммуна кантона Валэ предоставила гражданство на основании брака с гражданкой Швейцарской Конфедерации, владения земельным участком с домиком и неизменным проживанием в Гран-Монтана. И Швейцарская Конфедерация, и Французская Республика признают двойное гражданство.

В итоге налоговое резидентство продолжает оставаться двойным. Проблема решается путем взаимной договоренности двух стран (Фракции и Швейцарии) по данному вопросу. Статья 25 налогового соглашения между Францией и Швейцарией предполагает подобную процедуру достижения соответствующего соглашения между странами. Однако процесс согласований, являясь дипдоматической процедурой, длителен по времени и занимает около пяти лет. До вынесения окончательного решения наш пенсионер считается налоговым резидентом Франции по настоянию французской налоговой администрации.

Продав квартиру в Париже (прежнее постоянное жилище на территории Франции), по национальному налоговому законодательству каждой из стран, а также по соответствующему налоговому соглашению (при сохранении двойного резидентства) можно квалифицироваться как налоговый резидент Швейцарии уже на первом этапе прохождения теста на факты и обстоятельства налогового резидентства (на основании наличия в Швейцарской Конфедерации единственного постоянного жилища).

Пример. Отсутствие налогового резидентства . Гражданин России, житель Санкт- Петербурга, в 2002 г находился на территории трех стран; 179 дней в России - стране постоянного проживания. 38 дней на территории ФРГ (во время двух заграничных командировок), а оставшиеся 148 дней - в Швейцарии, где проходила научная стажировка. В Швейцарии данное физическое лицо имело вид на жительство типа «Б» (кратковременное пребывание в целях учебы или прохождения научной стажировки). Какая страна является в данном случае государством налогового резидентства?

Поскольку в данном примере названы три страны, применим соответствующие критерии налогового резидентства. предусмотренные внутренними правовыми нормами России. Германии и Швейцарии.

1. Россия: налоговое резидентетво в Российской Федерации отсутствовало, поскольку не выполнялся критерий постоянного местонахождения на территории данной страны в течение как минимум 183 дней в календарном 2002 г.

2. Германия: налоговое резидентство отсутствовало, поскольку также не был соблюден критерий 183 дней, достаточный для признания иностранного гражданина налоговым резидентом ФРГ. Кроме того, на территории Германии не было собственного либо арендуемого на длительный срок постоянного жилища.

3. Швейцария: налоговое резидентство также отсутствовало, поскольку вид на жительство типа «Б» не дает прав на налоговое резидентство на территории Швейцарской Конфедерации.

В итоге в 2002 г. у данного гражданина России страна налогового резидентства отсутствовала.

Понятие налоговых резидентов содержится в ст. 207 Налогового кодекса РФ, новая редакция которой введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЭ и вступила в силу с 1 января 2007 г.

Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

При этом налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, независимо от фактическою времени нахождения их в Российской Федерации.

Напомним, что в соответствии с действующие в 2006 г. нормами Налогового кодекса, а именно ст. 11 Налогового кодекса РФ, налоговым резидентом считалось лицо, которое фактически находилось на территории России не менее 183 дней в календарном году. Поэтому срок пребывания физического лица на территории России нужно было рассчитывать за каждый налоговый период (календарный год) отдельно.

Определять период, в течение которого физическое лицо находится на территории Российской Федерации, следует с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса РФ. Согласно данной статье течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, первым днем фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации считается день, следующий за календарной датой, являющейся днем прибытия данного лица в Российскую Федерацию. День отъезда физического лица за пределы Российской Федерации включается в количество дней его фактического нахождения в России.

Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов для установления разных режимов налогообложения их доходов является общепринятой мировой практикой. В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса РФ налоговые резиденты Российской Федерации уплачивают налог со всех доходов, полученных ими в налоговом периоде как от источников в России, так и от источников, находящихся за ее пределами (неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты - только с доходов, полученных от источников, находящихся в Российской Федерации (ограниченная налоговая ответственность).

Таким образом, для резидентов установлена неограниченная налоговая ответственность, а для нерезидентов она ограничена.

Пример.

Иностранный гражданин 31 июля 2007 г. приехал в Россию для выполнения работ в иностранном представительстве, находящемся в Москве. В иностранном представительстве он проработал до 1 мая 2008 г. и выехал за пределы Российской Федерации 2 мая 2008 г.

Налоговый статус иностранного гражданина в 2007 и 2008 гг. следовало определять отдельно за каждый налоговый период. Время пребывания в России иностранного гражданина приходится на два налоговых периода:

Таким образом, иностранный гражданин не являлся налоговым резидентом Российской Федерации ни в 2007-м, ни в 2008 г.

Пример.

Иностранный гражданин приехал в Россию 31 октября 2007 г., проработал в российской организации до 1 июня 2008 г. и в этот же день выехал за пределы Российской Федерации.

В 2007 г. иностранный гражданин не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, так как общая продолжительность его пребывания на территории России составит 61 календарный день (с 1 ноября по 31 декабря 2008 г.). Бухгалтер организации, в которой он работал, должен удерживать с его доходов налог по ставке 30%.

В 2008 г. иностранец приобретет статус налогового резидента когда общая продолжительность его пребывания в России составит 183 дня. Одна» граждане выехал за пределы России 1 июня 2007 г., т.е. до истечения в 2008 г. 183 дней. Следовательно, бухгалтер организации при исчислении НДФЛ с доходов указанного гражданина применяет налоговую ставку в размере 30%.