30.09.2021

Передаточное число. Проверка на сцепление ходовых колес с рельсом Предварительный расчет валов редуктора



Задание на проектирование 3

1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода 4

2. Расчет зубчатых колес редуктора 6

3. Предварительный расчет валов редуктора 10

4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 13

4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес 13

4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора 13

4.3.Компановка редуктора 14

5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ 16

5.1. Ведущий вал 16

5.2.Ведомый вал 18

6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валов 22

6.1.Ведущий вал 22

6.2.Ведомый вал: 24

7. Расчет шпонок 28

8.ВЫБОР СМАЗКИ 28

9.СБОРКА РЕДУКТОРА 29

ЛИТЕРАТУРА 30

Задание на проектирование

Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор для привода к ленточному конвейеру.

Кинематическая схема:

1. Электродвигатель.

2. Муфта электродвигателя.

3. Шестерня.

4. Колесо.

5. Муфта барабана.

6. Барабан ленточного конвейера.

Технические требования: мощность на барабане конвейера Р б =8,2 кВт, частота вращения барабана n б =200 об/мин.

1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода

КПД пары цилиндрических зубчатых колес η з = 0,96; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, η п.к = 0,99; КПД муфты η м = 0,96.

Общий КПД привода

η общ м 2 ·η п.к 3 ·η з = 0,97 2 ·0,99 3 ·0,96=0,876

Мощность на валу барабана Р б =8,2 кВт, n б =200 об/мин. Требуемая мощность электродвигателя:

Р дв =
=
=
9.36 кВт

N дв = n б ·(2...5)=
= 400…1000 об/мин

Выбираем электродвигатель, исходя из требуемой мощности Р дв =9,36 кВт, электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 750 об/мин 4А160M6У3, с параметрами Р дв =11,0 кВт и скольжением 2,5% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения двигателя:

n дв = об/мин.

Передаточное число i = u = n ном / n б = 731/200=3,65

Определяем частоты вращения и угловые скорости на всех валах привода:

n дв = n ном = 731 об/мин

n 1 = n дв = 731 об/мин

об/мин

n б = n 2 = 200,30 об/мин

где - частота вращения электродвигателя;

- номинальная частота вращения электродвигателя;

- частота вращения быстроходного вала;

- частота вращения тихоходного вала;

i = u - передаточное число редуктора;

- угловая скорость электродвигателя;

-угловая скорость быстроходного вала;

-угловая скорость тихоходного вала;

-угловая скорость приводного барабана.

Определяем мощность и вращающий момент на всех валах привода:

Р дв треб = 9,36 кВт

Р 1 дв ·η м = 9.36·0,97=9,07 кВт

Р 2 1 ·η п.к 2 ·η з = 9,07·0,99 2 ·0,96=8,53 кВт

Р б 2 · η м ·η п.к = 8.53·0,99·0,97=8,19 кВт

где
- мощность электродвигателя;

- мощность на валу шестерни;

- мощность на валу колеса;

- мощность на валу барабана.

Определяем вращающий момент электродвигателя и вращающие моменты на всех валах привода:

где - вращающий момент электродвигателя;

- вращающий момент быстроходного вала;

- вращающий момент тихоходного вала;

- вращающий момент приводного барабана.

2. Расчет зубчатых колес редуктора

Для шестерни и колеса выбираем материалы со средними механическими характеристиками:

Для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230;

Для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.

Рассчитываем допускаемые контактные напряжения по формуле:

,

где σ H lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

К HL – коэффициент долговечности;

– коэффициент безопасности.

Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)

σ H lim b = 2НВ+70;

К HL принимаем равным 1, т.к. проектируемый срок службы более 5 лет; коэффициент безопасности =1,1.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:

для шестерни
= МПа

для колеса =
МПа.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение

Условие
выполнено.

Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле:

,

где
- твердость поверхностей зубьев. Для симметричного расположения колес относительно опор и при твердости материала ≤350НВ принимаем в интервале (1 – 1,15). Примем =1,15;

ψ ba =0,25÷0,63 – коэффициент ширины венца. Принимаем ψ ba = 0,4;

K a = 43 – для косозубых и шевронных передач;

u - передаточное число. и = 3,65;

.

Принимаем межосевое расстояние
, т.е. округляем до ближайшего целого числа.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

m n =
=
мм;

принимаем по ГОСТ 9563-60 m n =2 мм.

Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10 о и рассчитаем число зубьев шестерни и колеса:

Z1=

Принимаем z 1 = 34, тогда число зубьев колеса z 2 = z 1 · u = 34·3.65=124,1. Принимаем z 2 = 124.

Уточняем значение угла наклона зубьев:

Основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные:

Проверка:
мм;

диаметры вершин зубьев:

d a 1 = d 1 +2 m n =68,86+2·2=72,86 мм;

d a 2 = d 2 +2 m n =251,14+2·2=255,14 мм;

диаметры впадин зубьев:d f 1 = d 1 - 2 m n =68,86-2·2=64,86 мм;

d f 2 = d 2 - 2 = 251,14-2·2=247,14 мм;

определяем ширину колеса : b 2=

определяем ширину шестерни: b 1 = b 2 +5мм =64+5=69 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

Окружная скорость колес и степень точности передачи:

При такой скорости для косозубых колёс принимаем 8-ю степень точности, где коэффициент нагрузки равен:

К Нβ принимаем равным 1,04.

, т.к. твердость материала меньше 350НВ.

Таким образом, K H = 1,04·1,09·1,0=1,134.

Проверяем контактные напряжения по формуле:

Рассчитываем перегруз:

Перегруз в пределах нормы.

Силы, действующие в зацеплении:

окружная:

;

радиальная:

где
=20 0 -угол зацепления в нормальном сечении;

=9,07 0 -угол наклона зубьев.

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:

.

,

где
=1,1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузок);

=1,1 – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности);

Коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев

Допускаемое напряжение по формуле

.

Для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 σ 0 F lim b =1,8 НВ.

Для шестерни σ 0 F lim b =1,8·230=415 МПа; для колеса σ 0 F lim b =1,8·200=360 МПа.

=΄˝ - коэффициент безопасности, где ΄=1,75, ˝=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, .=1,75.

Допускаемые напряжения:

для шестерни
МПа;

для колеса
МПа.

Находим отношение
:

для шестерни
;

для колеса
.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты Y β и K Fα:

где К - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

=1,5 - коэффициент торцового перекрытия;

n=8 -степень точности зубчатых колес.

Проверяем прочность зуба колеса по формуле:

;

Условие прочности выполнено.

3. Предварительный расчет валов редуктора

Диаметры валов определяем по формуле:

.

Для ведущего вала [τ к ] = 25 МПа; для ведомого [τ к ] = 20 МПа.

Ведущий вал:

Для двигателя марки 4А 160М6У3 =48 мм. Диаметр вала d в1 =48

Примем диаметр вала под подшипниками d п1 =40 мм

Диаметр муфты d м =0,8·=
=38,4 мм. Принимаем d м =35 мм.

Свободный конец вала можно определить по приближенной формуле:

,

где d п диаметр вала под подшипник.

Под подшипниками принимаем:

Тогда l =

Схематичная конструкция ведущего вала изображена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Конструкция ведущего вала

Ведомый вал.

Диаметр выходного конца вала:

, принимаем ближайшее значение из стандартного ряда

Под подшипниками берем

Под зубчатым колесом

Схематичная конструкция ведомого (тихоходного) вала показана на рис.3.2.

Рис. 3.2. Конструкция ведомого вала

Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.

4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА

4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес

Шестерню выполняем за одно целое с валом. Её размеры:

ширина

диаметр

диаметр вершины зубьев

диаметр впадин
.

Колесо кованое:

ширина

диаметр

диаметр вершины зубьев

диаметр впадин

диаметр ступицы

длина ступицы,

принимаем

Толщина обода:

принимаем

Толщина диска:

4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:

Принимаем

Принимаем
.

Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:

верхнего пояса корпуса и пояса крышки:

нижнего пояса корпуса:

Принимаем
.

Диаметр болтов:

фундаментальных ; принимаем болты с резьбой М16;

крепящих крышку к корпусу у подшипников

; принимаем болты с резьбой М12;

соединяющих крышку с корпусом ; принимаем болты с резьбой М8.

4.3.Компановка редуктора

Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертеж выполняется в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; масштаб 1:1.

Размеры корпуса редуктора:

принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса (при наличии ступицы зазор берем от торца ступицы) ; принимаем А 1 =10мм; при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы;

принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса
;

принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса ; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние надо брать от шестерни.

Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники однорядные средней серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников
и
.(Таблица 1).

Таблица 1:

Габариты намеченных подшипников

Условное обозначение подшипника

Грузоподъемность, кН

размеры, мм

Быстроходный

Тихоходный

Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца.

Эскизная компоновка изображена на рис. 4.1.

5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ

5.1. Ведущий вал

Из предыдущих расчетов имеем:

Определяем опорные реакции.

Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.1

В плоскости YOZ:

Проверка:

в плоскости XOZ:

Проверка:

в плоскости YOZ:

сечение 1:
;

сечение 2: M
=0

Сечение 3: М

в плоскости XOZ:

сечение 1:
;

=

сечение2:

сечение3:

Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре. Намечаем радиальные шариковые подшипники 208: d =40 мм; D =80 мм; В =18 мм; С =32,0 кН; С о = 17,8кН.

где R B =2267,3 Н

- температурный коэффициент.

Отношение
; этой величине соответствует
.

Отношение
; Х=0,56 и Y =2,15

Расчетная долговечность по формуле:

где
- частота вращения ведущего вала.

5.2.Ведомый вал

Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий:

Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.2

Определяем опорные реакции.

В плоскости YOZ:

Проверка:

В плоскости ХOZ:

Проверка:

Суммарные реакции в опорах А и В:

Определяем моменты по участкам:

в плоскости YOZ:

сечение 1: при х=0,
;

при x = l 1 , ;

сечение 2: при x = l 1 , ;

при х= l 1 + l 2 ,

сечение 3:;

в плоскости XOZ:

сечение 1: при х=0, ;

при x = l 1 , ;

сечение 2: при х= l 1 + l 2 ,

сечение 3: при x = l 1 + l 2 + l 3 ,

Строим эпюры изгибающих моментов.

Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре и определяем их долговечность. Намечаем радиальные шариковые подшипники 211: d =55 мм; D =100 мм; В =21 мм; С =43,6 кН; С о = 25,0 кН.

где R A =4290,4 Н

1 (вращается внутреннее кольцо);

Коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров;

Температурный коэффициент.

Отношение
; этой величине соответствует e=0,20.

Отношение
, тогда Х=1, Y=0. Поэтому

Расчетная долговечность, млн. об.

Расчетная долговечность, ч.

где
- частота вращения ведомого вала.

6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения изгиба меняются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему.

Уточненный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений вала и сравнении их с требуемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при
.

6.1.Ведущий вал

Сечение 1: при х=0, ;

при х= l 3 , ;

Сечение 2: при х= l 3 , ;

при х= l 3 + l 2 , ;

Сечение 3: при х= l 3 + l 2 , ;

при х= l 3 + l 2 + l 1 , .

Крутящий момент:

Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал (рис. 8.1)

Рис. 8.1 Схематическое изображение ведущего вала

Опасными являются два сечения: под левым подшипником и под шестерней. Они опасны, т.к. сложное напряженное состояние (изгиб с кручением), изгибающий момент значительный.

Концентраторы напряжений:

1) подшипник посажен по переходной посадке (напрессовка менее 20 МПа);

2) галтель (или проточка).

Определяем коэффициент запаса усталостной прочности.

При диаметре заготовки до 90мм
среднее значение предела прочности для стали 45 с термообработкой - улучшение
.

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:

Сечение А-А. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом:

Т.к. давление напрессовки меньше 20 МПа, то снижаем значение данного отношения на 10 %.

для упомянутых выше сталей принимаем
и

Изгибающий момент из эпюр:

Осевой момент сопротивления:

Амплитуда нормальных напряжений:

Среднее напряжение:

Полярный момент сопротивления:

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений по формуле:

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям по формуле:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям по формуле:

Результирующий коэффициент больше допустимых норм (1,5÷5). Следовательно, диаметр вала нужно уменьшить, что в данном случае делать не следует, т.к. такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя.

6.2.Ведомый вал:

Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр.

Сечение 1: при х=0, ;

при х= l 1 , ;

Сечение 2: при х= l 1 , ;

при х= l 1 + l 2 , ;

Сечение 3: при х= l 1 + l 2 , ; .

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле:

Т.к. результирующий коэффициент запаса прочности под подшипником меньше 3,5, то уменьшать диаметр вала не надо.

7. Расчет шпонок

Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.

Напряжения смятия и условие прочности определяем по формуле:

.

Максимальные напряжения смятия при стальной ступице [σ см ] = 100120 МПа, при чугунной [σ

Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях
=400,91 МПа и скорости
рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна
Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ20799-75).

9.СБОРКА РЕДУКТОРА

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

на ведущий вал мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100 0 С;

в ведомый вал закладывают шпонку
и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собрание валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого в подшипниковые камеры ведомого вала закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.

Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают резиновые армированные манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки болтами.

Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый указатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.Расчет расчетов сводим в таблицу 2: Таблица 2 Геометрические параметры тихоходной ступени цилиндрического редуктора Параметры...

  • Проектирование и проверочный расчет редуктора

    Курсовая работа >> Промышленность, производство

    Есть выбор электродвигателя, проектирование и проверочный расчет редуктора и его составных частей. В... Вывод: ΔU = 1% редуктора [ΔU] = 4% ), кинематический расчет выполнен удовлетворительно. 1.4Расчет частот, мощностей...

  • Существуют 3 основных вида мотор-редукторов - это планетарные, червячные и цилиндрические мотор-редукторы. Для увеличения крутящего момента и еще большего уменьшения величины оборотов на выходе мотор-редуктора существуют и различные комбинации вышеуказанных типов мотр-редукторов. Предлагаем Вам воспользоваться калькуляторами для приблизительного расчета мощности мотор-редуктора механизмов ПОДЪЁМА груза и механизмов ПЕРЕМЕЩЕНИЯ груза.

    Для механизмов подъема груза.

    1. Определяем требуемые обороты на выходе мотор-редуктора исходя из известной скорости подъема

    V= π*2R*n, где

    R- радиус подъмного барабана, м

    V-скорость подъема, м*мин

    n- обороты на выходе мотор-редуктора, об/мин

    2.определяем угловую скорость вращения вала мотор-редуктора

    3. определяем требуемое усилие для поднятия груза

    m- масса груза,

    g- ускорение свободного падения(9,8м*мин)

    t- коэффициент трения (где то 0,4)

    4. Определяем крутящий момент

    5. расчитываем мощность электродвигателя

    Исходя из расчета выбираем требуемый мотор-редуктор из технических характеристик на нашем сайте.

    Для механизмов перемещения груза

    Все то же самое, кроме формулы вычисления усилия

    а- ускорение груза (м*мин)

    Т — время за которое груз проходит путь по, например, конвейеру

    Для механизмов подъема груза лучше применять Мотор-редукторы МЧ, МРЧ , так как в них исключена возможность прокручивания выходного вала при приложении к нему усилия, что избавляем от необходимости устанавливать на механизм колодочный тормоз.

    Для механизмов перемешивания смесей или бурения рекомендуем Мотор-редукторы планетарные 3Мп, 4МП так как они испытывают равномерную радиальную нагрузку.

    Редуктор червячный — один из классов механических редукторов. Редукторы классифицируются по типу механической передачи . Винт, который лежит в основе червячной передачи, внешне похож на червяка, отсюда и название.

    Мотор-редуктор - это агрегат, состоящий из редуктора и электродвигателя, которые состоят в одном блоке. Мотор-редуктор червячный создан для того, чтобы работать в качестве электромеханического двигателя в различных машинах общего назначения. Примечательно то, что данный вид оборудования отлично работает как при постоянных, так и при переменных нагрузках.

    В червячном редукторе увеличение крутящего момента и уменьшение угловой скорости выходного вала происходит за счет преобразования энергии, заключенной в высокой угловой скорости и низком крутящем моменте на входном валу.

    Ошибки при расчете и выборе редуктора могут привести к преждевременному выходу его из строя и, как следствие, в лучшем случае к финансовым потерям.

    Поэтому работу по расчету и выбору редуктора необходимо доверять опытным специалистам-конструкторам, которые учтут все факторы от расположения редуктора в пространстве и условий работы до температуры нагрева его в процессе эксплуатации. Подтвердив это соответствующими расчетами, специалист обеспечит подбор оптимального редуктора под Ваш конкретный привод.

    Практика показывает, что правильно подобранный редуктор обеспечивает срок службы не менее 7 лет — для червячных и 10-15 лет для цилиндрических редукторов.

    Выбор любого редуктора осуществляется в три этапа:

    1. Выбор типа редуктора

    2. Выбор габарита (типоразмера) редуктора и его характеристик.

    3. Проверочные расчеты

    1. Выбор типа редуктора

    1.1 Исходные данные:

    Кинематическая схема привода с указанием всех механизмов подсоединяемых к редуктору, их пространственного расположения относительно друг друга с указанием мест крепления и способов монтажа редуктора.

    1.2 Определение расположения осей валов редуктора в пространстве.

    Цилиндрические редукторы:

    Ось входного и выходного вала редуктора параллельны друг другу и лежат только в одной горизонтальной плоскости - горизонтальный цилиндрический редуктор.

    Ось входного и выходного вала редуктора параллельны друг другу и лежат только в одной вертикальной плоскости - вертикальный цилиндрический редуктор.

    Ось входного и выходного вала редуктора может находиться в любом пространственном положении при этом эти оси лежат на одной прямой (совпадают) - соосный цилиндрический или планетарный редуктор.

    Коническо-цилиндрические редукторы:

    Ось входного и выходного вала редуктора перпендикулярны друг другу и лежат только в одной горизонтальной плоскости.

    Червячные редукторы:

    Ось входного и выходного вала редуктора может находиться в любом пространственном положении, при этом они скрещиваются под углом 90 градусов друг другу и не лежат в одной плоскости - одноступенчатый червячный редуктор.

    Ось входного и выходного вала редуктора может находиться в любом пространственном положении, при этом они параллельны друг другу и не лежат в одной плоскости, либо они скрещиваются под углом 90 градусов друг другу и не лежат в одной плоскости - двухступенчатый редуктор.

    1.3 Определение способа крепления, монтажного положения и варианта сборки редуктора.

    Способ крепления редуктора и монтажное положение (крепление на фундамент или на ведомый вал приводного механизма) определяют по приведенным в каталоге техническим характеристикам для каждого редуктора индивидуально.

    Вариант сборки определяют по приведенным в каталоге схемам. Схемы «Вариантов сборки» приведены в разделе «Обозначение редукторов».

    1.4 Дополнительно при выборе типа редуктора могут учитываться следующие факторы

    1) Уровень шума

    • наиболее низкий - у червячных редукторов
    • наиболее высокий - у цилиндрических и конических редукторов

    2) Коэффициент полезного действия

    • наиболее высокий - у планетарных и одноступенчатых цилиндрических редукторах
    • наиболее низкий - у червячных, особенно двухступенчатых

    Червячные редукторы предпочтительно использовать в повторно-кратковременных режимах эксплуатации

    3) Материалоемкость для одних и тех же значений крутящего момента на тихоходном валу

    • наиболее низкая - у планетарных одноступенчатых

    4) Габариты при одинаковых передаточных числах и крутящих моментах:

    • наибольшие осевые - у соосных и планетарных
    • наибольшие в направлении перпендикулярном осям - у цилиндрических
    • наименьшие радиальные - к планетарных.

    5) Относительная стоимость руб/(Нм) для одинаковых межосевых расстояний:

    • наиболее высокая - у конических
    • наиболее низкая - у планетарных

    2. Выбор габарита (типоразмера) редуктора и его характеристик

    2.1. Исходные данные

    Кинематическая схема привода, содержащая следующие данные:

    • вид приводной машины (двигателя);
    • требуемый крутящий момент на выходном валу Т треб, Нхм, либо мощность двигательной установки Р треб, кВт;
    • частота вращения входного вала редуктора n вх, об/мин;
    • частота вращения выходного вала редуктора n вых, об/мин;
    • характер нагрузки (равномерная или неравномерная, реверсивная или нереверсивная, наличие и величина перегрузок, наличие толчков, ударов, вибраций);
    • требуемая длительность эксплуатации редуктора в часах;
    • средняя ежесуточная работа в часах;
    • количество включений в час;
    • продолжительность включений с нагрузкой, ПВ %;
    • условия окружающей среды (температура, условия отвода тепла);
    • продолжительность включений под нагрузкой;
    • радиальная консольная нагрузка, приложенная в середине посадочной части концов выходного вала F вых и входного вала F вх;

    2.2. При выборе габарита редуктора производиться расчет следующих параметров:

    1) Передаточное число

    U= n вх /n вых (1)

    Наиболее экономичной является эксплуатация редуктора при частоте вращения на входе менее 1500 об/мин, а с целью более длительной безотказной работы редуктора рекомендуется применять частоту вращения входного вала менее 900 об/мин.

    Передаточное число округляют в нужную сторону до ближайшего числа согласно таблицы 1.

    По таблице отбираются типы редукторов удовлетворяющих заданному передаточному числу.

    2) Расчетный крутящий момент на выходном валу редуктора

    Т расч =Т треб х К реж, (2)

    Т треб - требуемый крутящий момент на выходном валу, Нхм (исходные данные, либо формула 3)

    К реж - коэффициент режима работы

    При известной мощности двигательной установки:

    Т треб = (Р треб х U х 9550 х КПД)/ n вх, (3)

    Р треб - мощность двигательной установки, кВт

    n вх - частота вращения входного вала редуктора (при условии что вал двигательной установки напрямую без дополнительной передачи передает вращение на входной вал редуктора), об/мин

    U - передаточное число редуктора, формула 1

    КПД - коэффициент полезного действия редуктора

    Коэффициент режима работы определяется как произведение коэффициентов:

    Для зубчатых редукторов:

    К реж =К 1 х К 2 х К 3 х К ПВ х К рев (4)

    Для червячных редукторов:

    К реж =К 1 х К 2 х К 3 х К ПВ х К рев х К ч (5)

    К 1 - коэффициент типа и характеристик двигательной установки, таблица 2

    К 2 - коэффициент продолжительности работы таблица 3

    К 3 - коэффициент количества пусков таблица 4

    К ПВ - коэффициент продолжительности включений таблица 5

    К рев - коэффициент реверсивности, при нереверсивной работе К рев =1,0 при реверсивной работе К рев =0,75

    К ч - коэффициент, учитывающий расположение червячной пары в пространстве. При расположении червяка под колесом К ч = 1,0, при расположении над колесом К ч = 1,2. При расположении червяка сбоку колеса К ч = 1,1.

    3) Расчетная радиальная консольная нагрузка на выходном валу редуктора

    F вых.расч = F вых х К реж, (6)

    F вых - радиальная консольная нагрузка, приложенная в середине посадочной части концов выходного вала (исходные данные), Н

    К реж - коэффициент режима работы (формула 4,5)

    3. Параметры выбираемого редуктора должны удовлетворять следующим условиям:

    1) Т ном > Т расч, (7)

    Т ном - номинальный крутящий момент на выходном валу редуктора, приводимый в данном каталоге в технических характеристиках для каждого редуктора, Нхм

    Т расч - расчетный крутящий момент на выходном валу редуктора (формула 2), Нхм

    2) F ном > F вых.расч (8)

    F ном - номинальная консольная нагрузка в середине посадочной части концов выходного вала редуктора, приводимая в технических характеристиках для каждого редуктора, Н.

    F вых.расч - расчетная радиальная консольная нагрузка на выходном валу редуктора (формула 6), Н.

    3) Р вх.расч < Р терм х К т, (9)

    Р вх.расч - расчетная мощность электродвигателя (формула 10), кВт

    Р терм - термическая мощность, значение которой приводится в технических характеристиках редуктора, кВт

    К т - температурный коэффициент, значения которого приведены в таблице 6

    Расчетная мощность электродвигателя определяется:

    Р вх.расч =(Т вых х n вых)/(9550 х КПД), (10)

    Т вых - расчетный крутящий момент на выходном валу редуктора (формула 2), Нхм

    n вых - частота вращения выходного вала редуктора, об/мин

    КПД - коэффициент полезного действия редуктора,

    А) Для цилиндрических редукторов:

    • одноступенчатых - 0,99
    • двухступенчатых - 0,98
    • трехступенчатых - 0,97
    • четырехступенчатых - 0,95

    Б) Для конических редукторов:

    • одноступенчатых - 0,98
    • двухступенчатых - 0,97

    В) Для коническо-цилиндрических редукторов - как произведение значений конической и цилиндрической частей редуктора.

    Г) Для червячных редукторов КПД приводиться в технических характеристиках для каждого редуктора для каждого передаточного числа.

    Купить редуктор червячный, узнать стоимость редуктора, правильно подобрать необходимые компоненты и помочь с вопросами, возникающими во время эксплуатации, Вам помогут менеджеры нашей компании.

    Таблица 1

    Таблица 2

    Ведущая машина

    Генераторы, элеваторы, центробежные компрессоры, равномерно загружаемые конвейеры, смесители жидких веществ, насосы центробежные, шестеренные, винтовые, стреловые механизмы, воздуходувки, вентиляторы, фильтрующие устройства.

    Водоочистные сооружения, неравномерно загружаемые конвейеры, лебедки, тросовые барабаны, ходовые, поворотные, подъемные механизмы подъемных кранов, бетономешалки, печи, трансмиссионные валы, резаки, дробилки, мельницы, оборудование для нефтяной промышленности.

    Пробойные прессы, вибрационные устройства, лесопильные машины, грохот, одноцилиндровые компрессоры.

    Оборудование для производства резинотехнических изделий и пластмасс, смесительные машины и оборудование для фасонного проката.

    Электродвигатель,

    паровая турбина

    4-х, 6-ти цилиндровые двигатели внутреннего сгорания, гидравлические и пневматические двигатели

    1-х, 2-х, 3-х цилиндровые двигатели внутреннего сгорания

    Таблица 3

    Таблица 4

    Таблица 5

    Таблица 6

    охлаждения

    Температура окружающей среды, С о

    Продолжительность включения, ПВ %.

    Редуктор без

    постороннего

    охлаждения.

    Редуктор со спиралью водяного охлаждения.

    Введение

    Редуктором называют механизм, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для понижения частоты вращения и повышения крутящего момента на выходе.

    Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи - зубчатые колёса, валы,

    Лист

    Лист

    подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания подшипников и зацеплений (например, внутри корпуса редуктора может быть помещён шестеренный масляный насос или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).

    Работа выполнена в рамках дисциплины «Теория механизмов и машин и детали машин» на основании задания кафедры механики. Согласно заданию, необходимо сконструировать соосный двухступенчатый цилиндрический редуктор с раздвоением мощности для привода

    к исполнительному механизму с мощностью на выходе 3.6 кВт и частотой вращения 40 об/мин.

    Редуктор выполняется в закрытом варианте, срок службы неограничен. Разработанный редуктор должен быть удобным в эксплуатации, должны максимально использоваться стандартизированные элементы, а также редуктор должен иметь как можно меньшие габариты и вес.

    1. Подбор электродвигателя и энерго-кинематический расчёт редуктора.

    Привод исполнительного механизма может быть представлен следующей схемой (Рис.1.1.).

    Рис. 1.1 - Схема передачи

    Рис.1.2. - Кинематическая схема редуктора.

    Заданная передача представляет собой двухступенчатый редуктор. Соответственно, рассматриваем 3 вала: первый – входной с угловой скоростью , моментом, мощностью, частотой вращения; второй – промежуточный с,,
    ,, и третий – выходной,,,

    1 Энерго-кинематический расчет редуктора.

    Согласно исходным данных,
    об/мин,
    КВт,

    .

    Крутящий момент на третьем валу:

    Коэффициент полезного действия редуктора:

    КПД пары цилиндрических зубчатых колес

    ,

    - КПД подшипников качения (см. таблица 1.1) ,

    Требуемая мощность электродвигателя:

    Зная общее КПД и мощность N 3 на выходом валу, находим требуемую мощность двигателя, который сидит на первом валу:

    .

    Находим частоту вращения двигателя:

    n дв =n 3 *u max: .

    Принимаем по ГОСТу 19523-81 электродвигатель:

    Тип 112МВ6, с параметрами:

    ;
    ;
    %. (смотри табл. П.1- 1),

    где s,% - скольжение.

    Частота вращения ведущего вала редуктора:

    Теперь можем заполнить первую строку таблицы: n 1 =n дв,
    , величину мощности оставляем равной требуемой, момент определяем по формуле:

    Взяв его частоту вращения за n 1 , находим общее передаточное отношение.

    Передаточное отношение редуктора:

    .

    Передаточное отношение ступеней редуктора:

    Первая ступень

    .

    Частота вращения промежуточного вала:

    ;

    Угловые скорости валов:

    входящего:

    ;

    промежуточного:

    .

    Определение вращающих моментов валов редуктора:

    входящего:

    промежуточного:

    Проверка:

    ;

    ;

    Результаты вычислений приведены в таблице 1.3.

    Таблица 1.3. Значение параметров нагрузки валов редуктора

    ,

    ,


    2. Расчёт зубчатых колес редуктора

    Для редуктора РЦД расчет зубчатых передач необходимо начинать с более нагруженой - второй ступени.

    II ступень:

    Выбор материала

    Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл. III, табл.3.3 ): для шестерни: сталь 30ХГС до 150 мм, термическая обработка – улучшение, твёрдость по Бринелю НВ 260.

    Для колеса: сталь 40Х свыше 180 мм, термическая обработка – улучшение, твердость по Бринелю НВ 230.

    Допускаемое контактное напряжение для зубчатых колёс [формула(3.9) - 1]:

    ,

    где
    - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, К Н L - коэффициент долговечности (при длительной эксплуатации K HL =1 )

    1,1 – коэффициент безопасности для улучшенной стали .

    Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением):

    ;

    Для косозубых колес расчетная допускаемое контактное напряжение определяется

    для шестерни ;

    для колеса .

    Контактное напряжение .

    Требуемое условие
    выполнено.

    Межосевое расстояние определяем по формуле:
    .

    В соответствии с подберем коэффициенты K Hβ , K a .

    Коэффициент K Hβ учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. K Hβ =1.25.

    Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию:

    Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев

    . u =4,4 – передаточное число.

    Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66
    (см. стр.36 лит. ).

    принимаем по ГОСТ 9563-60*
    (см.с.36, лит. ).

    Примем предварительно угол наклона зубьев
    и определим числа зубьев шестерни и колеса :

    шестерни
    .

    Принимаем
    , тогда для колеса

    Принимаем
    .

    Уточненное значение угла наклона зубьев

    диаметры делительные:

    , где
    -- угол наклона зуба по отношению к образующей делительного цилиндра.

    ;

    .

    диаметры вершин зубьев:


    ;

    эта величина укладывается в погрешность ±2%, которую мы получили в результате округления числа зубьев до целой величины;

    ширина колеса:

    ширина шестерни:

    .

    .

    При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81(см. с. 32 – лит).

    Коэффициент нагрузки:

    ,

    где
    - коэффициент ширины венца,
    - коэффициент типа зубьев,
    -

    коэффициент зависимости от окружной скорости колес и степени точности их изготовления.(см. стр. 39 – 40 лит.)

    По таблице 3.5
    .

    По таблице 3.4
    .

    По таблице 3.6
    .

    Таким образом,

    Проверка контактных напряжений по формуле 3.6 лит.:

    т.к.
    <
    - условие выполнено.

    Силы, действующие в зацеплении [формулы (8.3) и (8.4) лит.1]:

    окружная:

    ;

    радиальная:

    ;

    Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

    (формула (3.25) лит.1),

    где ,
    - коэффициент нагрузки(см. стр.43 лит1),
    -- учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
    -- коэффициент динамичности,

    =0,92.

    По таблице 3.7,
    .

    По таблице 3.8,
    ,

    .

    - учитывает форму зуба и зависит от эквивалентного числа зубьев [формула (3.25 лит.1)]:

    у шестерни
    ;

    у колеса
    .

    Для колеса принимаем
    =4.05, для шестерни
    =3.60 [см. стр.42 лит. 1].

    Допускаемое напряжение по формуле (3.24 лит. 1):

    По табл. 3.9 лит. 1 для сатали 45 улучшеной при твердости НВ ≤ 350

    σ 0 F lim b =1.8HB.

    Для шестерни σ 0 F lim b =1.8·260=486 МПа;

    для колеса σ 0 F lim b =1.8·230=468 МПа.

    = " "" – коэффициент безопасности [см.пояснения к формуле(3.24)лит. 1], где " =1.75 (по табл.3.9 лит. 1), "" =1 (для поковок и штамповок). Следовательно = 1.75.

    Допускаемые напряжения:

    для шестерни [σ F1 ]=
    ;

    для колеса [σ F2 ]=
    .

    Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, т.к. для них данное отношение меньше.

    Определяем коэффициенты
    и[см.гл III, лит. 1].

    ;

    (для 8-ой степени точности).

    Проверяем прочность зуба колеса [формула (3.25), лит 1]

    ;

    Условие прочности выполнено.

    I ступень:

    Выбор материала

    Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками.

    Для шестерни: сталь 30ХГС до 150 мм, термическая обработка - улучшение, твёрдость НВ 260.

    Для колеса: сталь 30ХГС свыше 180 мм, термическая обработка – улучшение, твёрдость НВ 230.

    Нахождение межосевого расстояния:

    Т.к. рассчитывается двухступенчатый соосный цилиндрический редуктор с раздвоением мощности, то принимаем:
    .

    Нормальный модуль зацепления принимают по следующим рекомендациям:

    принимаем по ГОСТ 9563-60* =3мм.

    Примем предварительно угол наклона зубьев β=10 о

    Определим число зубьев шестерни и колеса:

    Уточним угол наклона зубьев:

    , тогда β=17.

    Основные размеры шестерни и колеса:

    диаметры делительные находим по формуле:

    ;

    ;

    ;

    диаметры вершин зубьев:

    Проверка межосевого расстояния: a w =
    , эта величина укладывается в погрешность ±2%, которую мы получили в результате округления числа зубьев до целой величины, а так же округления значения тригонометрической функции.

    Ширина колеса:

    ширина шестерни:

    Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:

    .

    Окружная скорость колёс и степень точности передачи:

    .

    При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81.

    Коэффициент нагрузки:

    ,

    где
    - коэффициент ширины венца,
    - коэффициент типа зубьев,
    - коэффициент зависимости от окружной скорости колес и степени точности их изготовления.

    По таблице 3.5
    ;

    По таблице 3.4
    ;

    По таблице 3.6
    .Таким образом,.

    Проверка контактных напряжений по формуле:

    <
    - условие выполнено.

    Силы, действующие в зацеплении:[формулы (8.3) и (8.4) лит.1]

    окружная:

    ;

    радиальная:

    ;

    Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба [формула (3.25) лит.1]:

    ,

    где
    - коэффициент нагрузки(см. стр.43 ),
    - учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
    - коэффициент динамичности,
    - учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями. В учебном расчете принимаем величину
    =0,92.

    По таблице 3.7
    ;

    По таблице 3.8
    ;

    Коэффициент следует выбирать по эквивалентному числу зубьев (см. с.46 ):

    у колеса
    ;

    у шестерни
    .

    - коэффициент учитывающий форму зуба. Для колеса принимаем
    =4,25 для шестерни
    =3.6 (см. с.42 лит.1);

    Допускаемые напряжения:

    [ F ]= (формула (3.24), 1).

    По табл. (3.9), лит 1 для стали 30ХГС улучшенной при твердости НВ ≤ 350

    σ 0 F lim b =1.8HB.

    Для шестерни σ 0 F lim b =1.8·260=468 МПа; для колеса σ 0 F lim b =1.8·250=450 МПа.

    = " "" – коэффициент безопасности [см.пояснения к формуле(3.24),1],где " =1.75 (по табл.3.9 лит. 1), "" =1(для поковок и штамповок). Следовательно= 1.75.

    Допускаемые напряжения:

    для шестерни [σ F3 ]=
    ;

    для колеса [σ F4 ]=
    .

    Находим отношения :

    для колеса:
    ;

    для шестерни:
    .

    Дальнейший расчет ведем для зубьев шестерни, т.к. для них данное отношение меньше.

    Определяем коэффициенты
    и[см.гл III, лит. 1]:

    ;

    (для 8-ой степени точности).

    Проверяем прочность зуба шестерни [формула (3.25), лит 1]

    ;

    Условие прочности выполнено.

    Любое подвижное соединение, передающее усилие и меняющее направление движения, имеет свои технические характеристики. Основным критерием, определяющим изменение угловой скорости и направления движения, является передаточное число. С ним неразрывно связано изменение силы – . Оно вычисляется для каждой передачи: ременной, цепной, зубчатой при проектировании механизмов и машин.

    Перед тем как узнать передаточное число, надо посчитать количество зубьев на шестернях. Затем разделить их количество на ведомом колесе на аналогичный показатель ведущей шестерни. Число больше 1 означает повышающую передачу, увеличивающую количество оборотов, скорость. Если меньше 1, то передача понижающая, увеличивающая мощность, силу воздействия.

    Общее определение

    Наглядный пример изменения числа оборотов проще всего наблюдать на простом велосипеде. Человек медленно крутит педали. Колесо вращается значительно быстрее. Изменение количества оборотов происходит за счет 2 звездочек, соединенных в цепь. Когда большая, вращающаяся вместе с педалями, делает один оборот, маленькая, стоящая на задней ступице, прокручивается несколько раз.

    Передачи с крутящим моментом

    В механизмах используют несколько видов передач, изменяющих крутящий момент. Они имеют свои особенности, положительные качества и недостатки. Наиболее распространенные передачи:

    • ременная;
    • цепная;
    • зубчатая.

    Ременная передача самая простая в исполнении. Используется при создании самодельных станков, в станочном оборудование для изменения скорости вращения рабочего узла, в автомобилях.

    Ремень натягивается между 2 шкивами и передает вращение от ведущего в ведомому. Производительность низкая, поскольку ремень скользит по гладкой поверхности. Благодаря этому, ременной узел является самым безопасным способом передавать вращение. При перегрузке происходит проскальзывание ремня, и остановка ведомого вала.

    Передаваемое количество оборотов зависит от диаметра шкивов и коэффициента сцепления. Направление вращения не меняется.

    Переходной конструкцией является ременная зубчатая передача.

    На ремне имеются выступы, на шестерне зубчики. Такой тип ремня расположен под капотом автомобиля и связывает звездочки на осях коленвала и карбюратора. При перегрузе ремень рвется, так как это самая дешевая деталь узла.

    Цепная состоит из звездочек и цепи с роликами. Передающееся число оборотов, усилие и направление вращения не меняются. Цепные передачи широко применяются в транспортных механизмах, на конвейерах.

    Характеристика зубчатой передачи

    В зубчатой передаче ведущая и ведомая детали взаимодействуют непосредственно, за счет зацепления зубьев. Основное правило работы такого узла – модули должны быть одинаковыми. В противном случае механизм заклинит. Отсюда следует, что диаметры увеличиваются в прямой зависимости от количества зубьев. Одни значения можно в расчетах заменить другими.

    Модуль – размер между одинаковыми точками двух соседних зубьев.

    Например, между осями или точками на эвольвенте по средней линии Размер модуля состоит из ширины зуба и промежутка между ними. Измерять модуль лучше в точке пересечения линии основания и оси зубца. Чем меньше радиус, тем сильнее искажается промежуток между зубьями по наружному диаметру, он увеличивается к вершине от номинального размера. Идеальные формы эвольвенты практически могут быть только на рейке. Теоретически на колесе с максимально бесконечным радиусом.

    Деталь с меньшим количеством зубьев называют шестерней. Обычно она ведущая, передает крутящий момент от двигателя.

    Зубчатое колесо имеет больший диаметр и в паре ведомое. Оно соединено с рабочим узлом. Например, передает вращение с необходимой скоростью на колеса автомобиля, шпиндель станка.

    Обычно посредством зубчатой передачи уменьшается количество оборотов и увеличивается мощность. Если в паре деталь, имеющая больший диаметр, ведущая, на выходе шестерня имеет большее количество оборотов, вращается быстрее, но мощность механизма падает. Такие передачи называют понижающими.

    При взаимодействии шестерни и колеса происходит изменение сразу нескольких величин:

    • количества оборотов;
    • мощности;
    • направление вращения.

    Зубчатое зацепление может иметь различную форму зуба на деталях. Это зависит от исходной нагрузки и расположения осей сопрягаемых деталей. Различают виды зубчатых подвижных соединений:

    • прямозубая;
    • косозубая;
    • шевронная;
    • коническая;
    • винтовая;
    • червячная.

    Самое распространенное и простое в исполнении прямозубое зацепление. Наружная поверхность зуба цилиндрическая. Расположение осей шестерни и колеса параллельное. Зуб расположен под прямым углом к торцу детали.

    Когда нет возможности увеличить ширину колеса, а надо передать большое усилие, зуб нарезают под углом и за счет этого увеличивают площадь соприкосновения. Расчет передаточного числа при этом не изменяется. Узел становится более компактным и мощным.

    Недостаток косозубых зацеплений в дополнительной нагрузки на подшипники. Сила от давления ведущей детали действует перпендикулярно плоскости контакта. Кроме радиального, появляется осевое усилие.

    Компенсировать напряжение вдоль оси и еще больше увеличить мощность позволяет шевронное соединение. Колесо и шестерня имеют 2 ряда косых зубьев, направленных в разные стороны. Передающее число рассчитывается аналогично прямозубому зацеплению по соотношению количества зубьев и диаметров. Шевронное зацепление сложное в исполнении. Оно ставится только на механизмах с очень большой нагрузкой.

    В многоступенчатом редукторе все зубчатые детали, находящиеся между ведущей шестерней на входе в редуктор и ведомым зубчатым венцом на выходном валу, называются промежуточными. Каждая отдельная пара имеет свое передающееся число, шестерню и колесо.

    Редуктор и коробка скоростей

    Любая коробка скоростей с зубчатым зацеплением является редуктором, но обратное утверждение неверно.

    Коробка скоростей представляет собой редуктор с подвижным валом, на котором расположены шестерни разного размера. Смещаясь вдоль оси, он включает в работу то одну, то другую пару деталей. Изменение происходит за счет поочередного соединения различных шестерен и колес. Они отличаются диаметром и передающимся количеством оборотов. Это дает возможность изменять не только скорость, но и мощность.

    Трансмиссия автомобиля

    В машине поступательное движение поршня преобразуется во вращательное коленвала. Трансмиссия представляет собой сложный механизм с большим количеством различных узлов, взаимодействующих между собой. Ее назначение — передать вращение от двигателя на колеса и регулировка количества оборотов – скорости и мощности автомобиля.

    В состав трансмиссии входит несколько редукторов. Это, прежде всего:

    • коробка передач – скоростей;
    • дифференциал.

    Коробка передач в кинематической схеме стоит сразу за коленвалом, изменяет скорость и направление вращения.

    Дифференциал представляет собой с двумя выходными валами, расположенными в одной оси напротив друг друга. Они смотрят в разные стороны. Передаточное число редуктора – дифференциала небольшое, в пределах 2 единиц. Он меняет положение оси вращения и направление. Благодаря расположению конических зубчатых колес напротив друг друга, при зацеплении с одной шестерней они крутятся в одном направлении относительно положения оси автомобиля, и передают вращательный момент непосредственно на колеса. Дифференциал изменяет скорость и направление вращения ведомых коничек, а за ними и колес.

    Как рассчитать передаточное число

    Шестерня и колесо имеют разное количество зубов с одинаковым модулем и пропорциональный размер диаметров. Передаточное число показывает, сколько оборотов совершит ведущая деталь, чтобы провернуть ведомую на полный круг. Зубчатые передачи имеют жесткое соединение. Передающееся количество оборотов в них не меняется. Это негативно сказывается на работе узла в условиях перегрузок и запыленности. Зубец не может проскользнуть, как ремень по шкиву и ломается.

    Расчет без учета сопротивления

    В расчете передаточного числа шестерен используют количество зубьев на каждой детали или их радиусы.

    u 12 = ± Z 2 /Z 1 и u 21 = ± Z 1 /Z 2 ,

    Где u 12 – передаточное число шестерни и колеса;

    Z 2 и Z 1 – соответственно количество зубьев ведомого колеса и ведущей шестерни.

    Обычно положительным считается направление движения по часовой стрелке. Знак играет большую роль при расчетах многоступенчатых редукторов. Определяется передаточное число каждой передачи отдельно по порядку расположения их в кинематической цепи. Знак сразу показывает направление вращения выходного вала и рабочего узла, без дополнительного составления схем.

    Вычисление передаточного числа редуктора с несколькими зацеплениями – многоступенчатого, определяется как произведение передаточных чисел и вычисляется по формуле:

    u 16 = u 12 ×u 23 ×u 45 ×u 56 = z 2 /z 1 ×z 3 /z 2 ×z 5 /z 4 ×z 6 /z 5 = z 3 /z 1 ×z 6 /z 4

    Способ расчета передаточного числа позволяет спроектировать редуктор с заранее заданными выходными значениями количества оборотов и теоретически найти передаточное отношение.

    Зубчатое зацепление жесткое. Детали не могут проскальзывать относительно друг друга, как в ременной передаче и менять соотношение количества вращений. Поэтому на выходе обороты не изменяются, не зависят от перегруза. Верным получается расчет скорости угловой и количества оборотов.

    КПД зубчатой передачи

    Для реального расчета передаточного отношения, следует учитывать дополнительные факторы. Формула действительна для угловой скорости, что касается момента силы и мощности, то они в реальном редукторе значительно меньше. Их величину уменьшает сопротивление передаточных моментов:

    • трение соприкасаемых поверхностей;
    • изгиб и скручивание деталей под воздействием силы и сопротивление деформации;
    • потери на шпонках и шлицах;
    • трение в подшипниках.

    Для каждого вида соединения, подшипника и узла имеются свои корректирующие коэффициенты. Они включаются в формулу. Конструктора не делают расчеты по изгибу каждой шпонки и подшипника. В справочнике имеются все необходимые коэффициенты. При необходимости их можно рассчитать. Формулы простотой не отличаются. В них используются элементы высшей математики. В основе расчетов способность и свойства хромоникелевых сталей, их пластичность, сопротивление на растяжение, изгиб, излом и другие параметры, включая размеры детали.

    Что касается подшипников, то в техническом справочнике, по которому их выбирают, указаны все данные для расчета их рабочего состояния.

    При расчете мощности, основным из показателей зубчатых зацепления является пятно контакта, оно указывается в процентах и его размер имеет большое значение. Идеальную форму и касание по всей эвольвенте могут иметь только нарисованные зубья. На практике они изготавливаются с погрешностью в несколько сотых долей мм. Во время работы узла под нагрузкой на эвольвенте появляются пятна в местах воздействия деталей друг на друга. Чем больше площадь на поверхности зуба они занимают, тем лучше передается усилие при вращении.

    Все коэффициенты объединяются вместе, и в результате получается значение КПД редуктора. Коэффициент полезного действия выражается в процентах. Он определяется соотношением мощности на входном и выходном валах. Чем больше зацеплений, соединений и подшипников, тем меньше КПД.

    Передаточное отношение зубчатой передачи

    Значение передаточного числа зубчатой передачи совпадает передаточным отношением. Величина угловой скорости и момента силы изменяется пропорционально диаметру, и соответственно количеству зубьев, но имеет обратное значение.

    Чем больше количество зубьев, тем меньше угловая скорость и сила воздействия – мощность.

    При схематическом изображении величины силы и перемещения шестерню и колесо можно представить в виде рычага с опорой в точке контакта зубьев и сторонами, равными диаметрам сопрягаемых деталей. При смещении на 1 зубец их крайние точки проходят одинаковое расстояние. Но угол поворота и крутящий момент на каждой детали разный.

    Например, шестерня с 10 зубьями проворачивается на 36°. Одновременно с ней деталь с 30 зубцами смещается на 12°. Угловая скорость детали с меньшим диаметром значительно больше, в 3 раза. Одновременно и путь, который проходит точка на наружном диаметре имеет обратно пропорциональное отношение. На шестерне перемещение наружного диаметра меньше. Момент силы увеличивается обратно пропорционально соотношению перемещения.

    Крутящий момент увеличивается вместе с радиусом детали. Он прямо пропорционален размеру плеча воздействия – длине воображаемого рычага.

    Передаточное отношение показывает, насколько изменился момент силы при передаче его через зубчатое зацепление. Цифровое значение совпадает с переданным числом оборотов.

    Передаточное отношение редуктора вычисляется по формуле:

    U 12 = ±ω 1 /ω 2 =±n 1 /n 2

    где U 12 – передаточное отношение шестерни относительно колеса;



    Имеет самый высокий КПД и наименьшую защиту от перегруза – ломается элемент приложения силы, приходится делать новую дорогостоящую деталь со сложной технологией изготовления.